Валентина Коробкова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства – это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес. Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны. В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки. По изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.
В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Воспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны. Начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городе, о родной стране. Их основная задача – показать детям красоту родного города и страны, приобщать к ее истории. Детей знакомят с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране – День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы. Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой: рассказываем сказки, разучиваем потешки, предлагаем прослушать русские народные песни, играем в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно – прикладным искусством. Детей знакомят с русским национальным костюмом. Широко используется художественная литература – читают много стихов, рассказов русской природе, о жизни в городе и деревне. Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.
В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России. Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче. Много внимания уделяется знакомству детей с русской культурой: устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, русским народным песням и играм. Информация, которую дети получают на занятиях, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Также проводятся целевые прогулки.
В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы:
- История возникновения родного города и его достопримечательности.
- Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близлежащих улицах.
- История России и ее символика. Народы России. Города России.
- Люди, прославившие Россию: Ю. А. Гагарин, П. И. Чайковский и другие.
- Защитники Отечества: А. И. Суворов, К. Минин и Д. Пожарский, другие.
- Богатство России: хлеб, лес, лен.
- Русская культура: устное народное творчество, народные игры, народно-прикладное искусство, музеи родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.
Давая знания об истории города, о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу. Усложняются формы работы с детьми: детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и другое. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал детям на занятиях. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны.
Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.