Белякова Инна
Особенности совладающего поведения подростков при разных психических состояниях
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования связи стратегий совладающего поведения и психических состояний у подростков оказавшихся в стрессовых, трудных жизненных ситуациях. Выявлена и установлена связь выбора преобладающих копинг-стратегий подростков с их совладающим поведением. Обнаружены значимые связи предпочитаемых копинг-стратегий подростков с разным уровнем психических состояний. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов социальными педагогами и психологами сферы образования для дальнейшего анализа и прогнозирования совладающего поведения подростков в стрессовых, трудных ситуациях в современных условиях, планирования и реализации деятельности, направленной на коррекцию девиантного поведения.
Публикация «Особенности совладающего поведения подростков при разных психических состояниях» размещена в разделах
Ключевые слова: совладающее поведение, подростковый возраст, копинг-стратегии, копинг-поведение, психические состояния, уровень тревожности, приспособление
В подростковом возрасте совладающее поведение активно формируется, о чем говорят в своих исследованиях Т. Л. Крюкова, И. П. Стрельцова, Н. И. Ветрова, В. М. Ялтноский, Е. А. Шепелева, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н. А. Русина, О. В. Кузнецова, Н. Е. Харламенкова, М. В. Сапоровская. Вопросом изучения совладающего поведения всесторонне занимаются и зарубежные исследователи в психологической науке Р. Лазарус, С. Фолькман, Дж. Паркер, Г. Вебер, Л. Мерфи, К. Карвер.
По мнению Т. Л. Крюковой совладающее поведение можно рассматривать как целенаправленное поведение, осуществляемое за счет осознанных стратегий действий, направленных на устранение стрессовой ситуации, либо на ее преобразование, либо способствуют успешной адаптации человека к условиям ситуации [1]. Это осуществляется через осознанные стратегии действий, направленные на устранение трудности (стрессовой, конфликтной ситуации, которые либо адаптируют к требованиям ситуации либо помогают преобразовать ее.
Большинство классификаций совладающего поведения строятся на основе двух типов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана, поэтому в связи с этим Т. Л. Крюкова выделяет три основных стиля совладания :
1) Проблемно-ориентированный стиль, когда субъект подвергает анализу случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию;
2) Эмоционально-ориентированный стиль, характеризующий погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание;
3) Избегание, как способ ухода от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего.
В виду этого для диагностики исследования совладающего поведения подростков с личностной беспомощностью были отобраны методики «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер, адаптированный вариант Т. А. Крюковой, методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, методика Шкала депрессии (Адаптирована Т. И. Балашовой). В ходе исследования были определены наиболее выбираемые подростками копинг-стратегии. При рассмотрении копинг-стратегий с помощью опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман у испытуемой группы подростков (150 человек) выявлено, что наиболее выраженным предпочтением пользуется стратегия «Самоконтроль», которая предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у подростков может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения. В связи с этим у подростков могут возникать трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения. Высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации [2]. Также 38% испытуемых подростков приходится на высокий уровень выбора стратегии "планирование решение проблемы" и "положительная переоценка". Высокий уровень такого копинг-поведения, как "планирование решения проблемы" говорит о том, что подростки в стрессовой ситуации не прибегают к аналитическому пути решения проблемы, теряют самообладание и не стараются рассмотреть проблему с разных сторон. Также высокий уровень напряженности выбора испытуемыми копинг-поведения "положительная переоценка" в стрессовых ситуациях, которая предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста, говорит о том что подростки не предают значение переосмысливанию проблемной ситуации, пускают все на самотек, считая, что проблема разрешиться сама собой. Низкий уровень напряженности у испытуемой группы подростков приходится на выбор копинг-стратегий "Конфронтация" и "Принятие ответственности". Это говорит о том, что подростки в силу возраста недостаточно целенаправленно и рационально ведут себя в проблемной ситуации, проявляют меньше активности в противостоянии трудностям и стрессовому воздействию. При всем при этом подростки стараются прийти к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовы анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. В целом, подростки в умеренной степени отдают предпочтение каждому виду копинг-стратегии. Это указывает на их способность переключаться с одного копинга на другой в зависимости от ситуации. Редко используется такой копинг-механизм, как «поиск социальной поддержки», это указывает на то, что большинство подростков боится попросить помощи и показаться слабым в глазах окружающих живя по принципу "помоги себе сам". Для наглядности полученные результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Копинг-стратегии поведения в стрессовых ситуациях подростков
В целом, совладающее поведение подростков экспериментальной группы отличается пассивностью и дезадаптивностью. Подростки не пытаются преодолеть негативные переживания в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, не рассматривают проблему как стимул для личностного роста.
Анализ показывает, что в наибольшей степени в экспериментальной группе подростков выражена копинг-стратегия «решение задачи». Подростки в большинстве своем стремятся самостоятельно разрешить сложную ситуацию, состредоточится и проанализировать свои действия и принять оптимальное решение. В наименьшей степени 8% испытуемых выбирают копинг-поведение «социальное отвлечение», что говорит о том, что подростки выбирают самостоятельно находить выход из проблемной ситуации не прибегая к помощи извне. Наиболее предпочитаемой в группе подростков оказывается конструктивная копинг-стратегия, предполагающая трезвую оценку ситуации и решение конкретной задачи, но ориентированную на эмоции. Эмоциональное реагирование на трудности присуще подросткам в высокой степени, что может отражать высокую нерациональность современных подростков. Выбор стратегии избегания указывает на то, что подростки в большинстве ставят себя в позицию "жертвы" втянутой в конфликт внешними обстоятельствами, часто перекладывают ответственность на других, придерживаясь позиции "виноваты все, кроме меня", часто стремятся уйти из конфликта, не желая защищать свои интересы и сотрудничать с кем-то. Таким образом, особенностью копинг-стратегий в подростковой среде является решение проблем при повышенном эмоциональном уровне реагирования в стрессовой ситуации. Использование адаптивных копинг-стратегий подростками способствует формированию успешной социально-психологической адаптации, как в школьной среде, так и вне школы. Наименьшее предпочтение подростки оказывают на выбор стратегий социальное отвлечение и отвлечение, это говорит о том, что подростки не стремятся отвлечься и отдохнуть, используя такие способы релаксации как чтение книг, телевизор, развлечения в обществе и другие.
Следует отметить, что именно подростковый возраст отличается недостаточной сформированностью адаптивных копинг-стратегий по причине возрастных особенностей и, связанных с ним особенностей подросткового поведения (вспыльчивость, импульсивность, слабый контроль эмоций и поведения, резкие колебания самооценки). Вследствие чего необходимо знакомить подростков с эффективными и адаптивными копинг-стратегиями с целью формирования копинг-поведения через совершенствование поведенческих навыков, в том числе развитие навыков саморегуляции. Формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием способствует развитию адаптивных копинг-стратегий у подростков и, соответственно, успешной социализации в обществе.
Из 100% испытуемых подростков 92% находятся в состоянии без депрессии, что говорит об адекватной оценке подростков к окружающей действительности, а также нахождение в минимальных стрессовых условиях. Анализ результатов по методике Ч. Д. Спилберга, адаптированной на русском языке Ю. Л. Ханиным, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, показал высокую степень личностной тревожности у 69% подростков экспериментальной группы, у остальных 31 % подростков уровень тревожности умеренный. У 77% испытуемых подростков наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности, что говорит о самообладании и умении справляться с чувством тревоги в трудных ситуациях. Следует заметить, что ситуативная тревожность в высшей степени присуща подросткам женского пола, тогда как у подростков мужского пола ситуативная тревожность снижена. Это может быть связано с тем, что женщинам в большинстве своем присуща эмоциональность [3].
Подростки с высоким уровнем личностной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности [4]. Так как у испытуемых высокий уровень личностной тревожности это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа. Поэтому подросткам следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. При высокой личностной тревожности каждая из трудных ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу [5].
Подростковый возраст сложный и эмоционально напряженный период в жизни ребенка. В этот период у школьников начинают формироваться ценности, закладывается система поведения, от которых в дальнейшем будет завесить социализация и статус в обществе. Порой детям тяжело справляться с препятствиями на своем пути, которые связанны с обучением и общением со сверстниками и взрослыми. Родителям и значимым взрослым необходимо поддерживать своего ребенка в этот период становления личности и оказывать благоприятную и комфортную помощь в решении возникающих проблем. Для снижения тревожности, улучшения психоэмоционального самочувствия подростка, осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности рекомендуется проводить классные часы, тренинги и занятия, направленные на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам подростков.
Литература:
1. Совладающее поведение : Современное состояние и перспективы» / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
2. Новикова С. С., Федорова Н. Н. Стратегии совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №1 (233).
3. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса : подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2011. - N 3(17). -Режим доступа: URL : https://psystudy.ru ( дата обращения: 15.09.2019).
4. Сизова Я. Н. Исследование совладающего поведения подростков с личностной беспомощностью // Ананьевские чтения – 2018. Психология личности : традиции и современность: материалы международной научной конференции. Правительство Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский фонд фундаментальных исследований, Санкт-Петербургское психологическое общество. 2018. С. 295-296
5. Старченкова Е. С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2016. - №2. - С. 122-134.
© И. В. Белякова,2023