Наталия Зайцева
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие «отклоняющего» поведения я следует рассматривать широко, как внешнее проявление стойкого эмоционального неблагополучия ребенка -дошкольника, затрудняющего его социальную адаптацию. Причины такого неблагополучия самые различные: стрессовые и невротические состояния, особенности эмоциональной сферы в следствие физического нездоровья ребенка, семейное неблагополучие и многое другое.
Публикация «Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников» размещена в разделах
Ребенок с девиантным поведением «неудобен» для педагогов, он «не вписывается» в повседневную жизнь группы, является нарушителем норм и правил поведения. Нарушение правил же при этом может быть активным и «пассивным» - отказ от общения, активное противодействие, негативизм, отказ от групповых видов деятельности, замкнутость и т. д. Предлагаю Вашему вниманию приблизительную схему диагностической работы с детьми отклоняющегося поведения, предложу диагностические методики, простые, но информативные. Очень часто наша работа начинается с того, что мы сразу получаем конкретный запрос: педагог жалуется на негативное поведение того или иного ребенка в группе. Либо к нам обращается родитель с просьбой помочь найти причины тех или иных поведенческих проявлений ребенка.
Диагностическая работа начинается с уточнения запроса и анализа уже имеющейся информации о данном ребенке
Анализируя поступивший запрос, мы проводим беседу с воспитателями, выясняя:
возраст ребенка
как давно ребенок посещает дошкольное учреждение, уровень адаптированности, качество общения со сверстниками
общий уровень развития ребенка, состояние его здоровья
в каких конкретно действиях ребенка проявлялись негативные качества, о которых идет речь в запросе
как часто отмечались данные проявления
Примечание: полезной бывает беседа с двумя педагогами группы, они могут абсолютно по -разному оценивать поведение одного и того же ребенка.
После получения запроса от воспитателя начинается работа с родителями ребенка. Предлагается родителям заполнить бланк- согласие на диагностическую работу с психологом. На обратной стороне бланка просим как можно подробнее описать личностные особенности ребенка, а так же что конкретно и как давно беспокоит родителей, как пытались повлиять на ситуацию.
Следующий этап в работе с отклоняющим поведением- изучение медицинской документации.
Изучаем медицинскую карту ребенка, заключения специалистов при поступлении в дошкольное учреждение. Обращаем внимание на наличие у ребенка: хронических соматических заболеваний, операций, аллергий, задержку речевого развития. Это дополнительные «факторы риска», которые способствуют наличию поведенческих нарушений.
Таким образом, уже до начала непосредственно нашей работы с ребенком мы получаем большое количество информации о нем: состояние здоровья, особенности личности и конкретные поведенческие проявления, отношение родителей и педагогов к проблемам ребенка, их готовность к совместному решению проблемы.
Теперь наша задача- тщательно проверить информацию об особенностях развития и поведения ребенка, которую мы получили от родителей, педагогов и из медицинской документации.
Самым эффективным методом на данном этапе является метод наблюдения (особенно в режимные моменты). В ходе наблюдения фиксируются поведенческие отклонения. С целью наблюдения используются схемы наблюдения).
Проведение нескольких наблюдений за ребенком бывает затратно в плане времени. Но как показывает практика, именно в наблюдении за поведением ребенка на групповых занятиях и в играх со сверстниками и проявляется отклоняющее поведение. Обычно в индивидуальной работе с психологом ребенок проявляет себя исключительно идеально.
Следующий этап диагностической работы — это непосредственно знакомство с самим ребенком. Работа начинается с установление контакта с ребенком. Самое главное-установить положительный контакт с ребенком. Предложите порисовать, полепить, игра в песочнице.
Диагностика познавательного развития-особенно важно, если у ребенка стоит диагноз ЗРР, имеется статус ОВЗ.
Когда контакт с ребенком установлен, в ходе использования различных психологических методик мы пытаемся понять причины отклоняющего поведения.
Для диагностики эмоционального благополучия ребенка в детском саду,
В работе с детьми до 5 лет чаще всего используется методика «Кактус». С детьми старше 5 лет- «Несуществующее животное». Информативен как сам рисунок, так и беседа по его содержанию.
Для оценки внутрисемейных отношений традиционно используются методики: Рисунок семьи, методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад, сказки Дюсса.
Для диагностики особенностей общения со сверстниками традиционно применяются социометрические методики. Предложите ребенку выбрать, кого бы из группы он позвал на свой День рождения, а кого бы ни за что не позвал.
Итоговый этап работы: это соотнесение всей полученной нами информации об особенностях развития ребенка, составление психологической характеристики на ребенка, которая отражает: в чем именно объективно проявляется «отклоняющее» поведение, каковы личностные особенности ребенка, его актуальное эмоциональное состояние, семейная ситуация, особенности общения со сверстниками, эмоциональное благополучие в детском саду.