Татьяна Кромаренко
Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией».
В настоящее время существует проблема гаджет - зависимости не только у детей, и мы взрослые порой не можем себя оттянуть от телефона или компьютера. За последние время мы видим, что такое занятие, как игра на компьютере или бесконтрольный просмотр мультфильмов, устраивает не только наших детей, но и родителей. Ребенок ничего не просит, сидит спокойно и одновременно получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. И со временем экран заменяет ребенку живое общение с родителями и сверстниками, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт и. т. д. Гаджет-зависимость можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов, вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Консультации для родителей
- Мой друг - компьютер
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Теперь поговорим о биологии гаджет - зависимости. На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» — дофамина. Дофамин синтезируется в больших количествах во время позитивного опыта: приёма вкусной пищи, а также при приеме алкоголя, наркотиков и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина, вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.
Получается так, что если систему поощрения мозга слишком часто эксплуатировать, чтобы получать удовольствие, то её чувствительность постепенно снижается и в следующий раз требуется ещё большая стимуляция, чтобы добиться поставленной цели. Так возникает зависимость. Согласно научным исследованиям во время игры происходит такое сильное выделение дофамина, что оно сравнимо с выделением при употреблении наркотиков. Считается, что это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня и. т. д. Таким образом, дофамин, который заставляет нас чувствовать себя очень хорошо, может быть ответственным за игровую зависимость. Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем. Если к этому добавляются дополнительные факторы, увлечение может перерасти в зависимость.
У детей с раннего формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Бывает так, что наших детей никакие другие классические детские развлечения уже не интересуют. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»
Для детей подросткового возраста риск возникновения какой-либо зависимости значительно высок, так как в переходном возрасте они чувствуют потребность в чувстве безопасности и защищенности - именно это ложное ощущение испытывает человек, прибегая к различного рода аддикциям и убегая от реального мира. Для подростков с ограниченными возможностями здоровья риск возникновения таких зависимостей еще более велик, так как такие дети сильнее остальных испытывают чувство одиночества и собственной неполноценности, а также проблемы с социальной адаптацией.
Аддиктивное поведение-такое состояние человека, когда он пытается убежать от реальности с помощью различных видов деятельности, фиксируя свое внимание на конкретных предметах или изменяя свое эмоциональное и психологическое состояние путем употребления различных веществ. Прибегая к аддиктивному поведению, человек стремится создать для себя иллюзию безопасности, жизненного равновесия. Деструктивным фактором здесь является то, что человек устанавливает контакт не с личностью, а с предметами или явлениями, что особенно характерно для интернет-зависимости, пристрастия к карточным и другим азартным играм и тому подобное.
Наименее защищенными с точки зрения интеграции в общество являются подростки с ограниченными возможностями здоровья, поэтому они наиболее подвержены возникновению различного рода зависимостей. Трудности в этом плане связаны с неправильным воспитанием детей с нарушениями развития. Согласно Л. С. Выготсткому, дети с ОВЗ развиваются в социальном плане так же, как и у нормально развивающихся сверстников, но вместе с этим наличие дефекта подразумевает трудности в освоении социальных навыков, что значительно увеличивает риск возникновения аддиктивного поведения. Согласно исследованиям ученых, ребенок, имеющий какие-либо физические недостатки, испытывает трудности в установлении контактов, что ведет к нарушениям поведения и социальной дезадаптации. Трудности во взаимодействии с окружающими обусловлены также и личностными особенностями ребенка. Например, дети с задержкой психического развития склонны к подражанию и низкой критичностью в общении с другими - этим объясняется повышенная внушаемость, в том числе и в отношении асоциальных форм поведения. Это происходит вследствие отставания уровня развития эмоциональной и мотивационной сфер, низким уровнем притязаний
На протяжении последних лет проблема интернет-зависимости не была настолько актуальна как в настоящее время. Это обусловлено тем, что число пользователей интернета постоянно увеличивается, а чрезмерное пристрастие к нему разрушает психику подростка. Исследование соответствующей литературы доказывает, что дети подросткового возраста с задержкой психического развития являются группой риска в возникновении интернет-аддикции – это связано с низкой социальной адаптацией, заниженной самооценкой, трудностями в обучении и т. д. Склонность подростков с ЗПР к интернет-зависимости объясняется тем, что в виртуальном мире они могут реализовать то, что в реальной жизни им недоступно. Интернет дает подросткам возможность анонимного общения и неограниченный доступ практически к любой информации.
Интернет-аддикция, как и любая другая аддикция, приводит к искаженному восприятию собственной личности и окружающей действительности. Это ведет к социальной дезадаптации и препятствует формированию адекватных представлений о себе.
Следует выделить опасности, подстерегающие детей и подростков в сети интернет:
• Вызывание доверия у детей и подстрекание их к опасным и противозаконным действиям;
• Широкий и неограниченный доступ к порно-сайтам - программное обеспечение на таких сайтах, обеспечивающее доступ к нему совершеннолетних, как правило, отсутствует или не срабатывает;
• Увлечение сетевыми играми повышает агрессивность;
• Неограниченный доступ практически к любой информации, даже зловредной. Исследователи отмечают, что с ростом интернет - ресурсов увеличивается число детей, зависимых от него, подверженных депрессиям, маниакальному состоянию и склонности к суициду. В основном аддикты пытаются заглушить чувство одиночества, общаясь в чатах.
Предлагаю вместе подумать над тем, какие причины компьютерной зависимости у детей могут быть и как с этим можно бороться?
Выделяют следующие причины возникновения гаджет - зависимости
- Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
- Дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
- Родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
- Ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
Замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками; незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером
Существует 4 степени так называемой компьютерной зависимости:
1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.
2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием выполнять специальные письменные задания и упражнения. Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и др.
3-я степень - выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Может произойти регресс в развитии познавательных процессов. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.
4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.
Дома вы можете провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от гаджетов своего ребенка. Обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, помыть посуду». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребенка следующие:
1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере или телефоне - полная свобода от компьютера и телефона на момент тестирования.
2. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.
3. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает - зависимость 2-3-й степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме 2 или 3, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Рекомендации по профилактике экранной зависимости у детей:
1. Родители - пример для своих детей. Они обучают их жить так, как делают это сами. Если включенный телевизор в течение всего дня является фоном для времяпровождения членов семьи в квартире, если родители долго находятся в Интернете и социальных сетях или постоянно играют в компьютерные игры, то чего же ждать от детей?
2. Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие и жесткие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером. Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.
3. Ребенка возможно записать в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на компьютер, во- вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками.
4. Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор.
5. Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку, парку, городу или установить полезные для развития программы.
6. Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером или планшетом:
- продолжительность пребывания за компьютером (использования мобильного телефона, планшета и т. д.) не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15-20 минут для детей 6-7 лет;
- не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня. А также поздно вечером и непосредственно перед сном;
- необходимо следить за тем, во что играет ребенок, и какие фильмы он смотрит;
- используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребенка в Сети.
7. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок.
8. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
9. В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные, веселые приключения.
Источники и полезные ссылки:
1. Балонов, И. М. "Компьютер и подросток"/ Балонов, И. М. -М., 2002 г. стр. 32-58
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с
3. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты. / Егоров, А. Ю., Игумнов, С. А; - СПб. : Речь, 2005. - 436 с.
4. Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича – СПб., 2007. 768 с
http://www.hij.ru/read/articles/all/5210/
http://www.protiproud.cz/ru/health/7363.htm
https://www.youtube.com/watch?v=znazTW5LqTE