Великанова Алена
Консультация для педагогов «Развитие эмпатии у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Так как у большинства особенных детей эмпатия как правила нарушена либо отсутствует. А без эмпатии сложно понять ребенку социальные нормы и правила.
Задачи при развитии эмпатии:
1. Научить ощущать и воспринимать свои эмоции и чувства.
2. Осознавать то, что я испытываю в данный момент.
3. Научить предвосхищать события
4. Дать понимание, через значимых взрослых, что они могут тоже испытывать те же чувства и эмоции, что и ребенок.
5. Расширить спектр ощущений и чувств своих и окружающих людей.
Цель: формирование и развитие эмоционального мира ребенка.
Игры и упражнения:
Занятие мои чувства и эмоции
Цель: окунуть ребенка в мир собственных ощущений и чувств.
1. Просмотр видео которые вызывают различный спектр эмоций и чувств:
- любимые короткометражные мультфильмы
- видео Kitbull|Pixar SparKShorts
- просмотр видео из семейного архива где ребенок участник процесса
При просмотре видео взрослый улавливает эмоциональные изменения у ребенка и комментирует их. К примеру ты сейчас рад, расстроен, злишься, переживаешь, озадачен и т. д.
2. Комментировать эмоции и чувства ребенка в повседневной жизни, при этом необходимо точно уловить то чувство которое испытывает ребенок в данный момент.
3. Игры которые позволяют ощутить различные эмоции и чувства:
1. Падающая башня
2. настольная игра "Барабашка"
3. настольная игра "Кто я"
3. настольная игра "Я тебя слышу. "
4. подвижные игры.
5. Сенсорные игры.
Когда ребенок стал различать и понимать свои эмоции и чувства переход на следующую стадию.
Занятие что чувствуют другие.
На данном этапе, можно подключить визуальную подсказку в виде эмоциональных пиктограмм.
1. Просмотр видео, либо фото в которых запечатлён значимый взрослый, либо близкий человек которой испытает различные эмоции и сам ребенок.
1. Архив с Новогодних праздников, где вся семья была счастлива.
2. Поход в зоопарк, аквапарк, дельфинарий и т. д.
3. Видео с прогулки
4. Видео или фото где близкий испытывает отрицательные эмоции и чувства.
2. Совместные игры с ребёнком которые вызывают различный спектр эмоций и чувств и к этим играм добавляется пиктограммы.
1. Падающая башня
2. настольная игра Барабаша
3. настольная игра Кто я
3. настольная игра Я тебя слышу.
4. подвижные игры.
5. Зеркало эмоций
6. Повторяй за мной.
7. Семейка гномс
8. Сенсорные игры
При этом взрослый комментирует свои эмоции и чувства, и ребенка делает акцент на том, что он испытывает те же чувства и эмоции, что и ребенок в данный момент. И просит ребенка выбрать и показать пиктограмму чувств и эмоций на данный момент.
3. Комментировать свои эмоции и чувства, а также чувства и эмоции ребенка в повседневной жизни, при этом необходимо точно уловить то чувство которое испытывает ребенок и вы в данный момент. Таким образом мы подкрепляем и переносим полученные знания в повседневную жизнь.
3. Занятие Другие чувствуют тоже самое что и мы с мамой.
Цель: расширение представлений о чувствах и эмоциях окружающих людей и животных.
1. Просмотр короткометражных сказок и мультфильмов, комментирование эмоции и чувства персонажей. Определение кто плохой, а кто хороший.
2. Чтение любимых сказок и рассказов ребенка и комментирование им эмоции героев. Определение кто плохой. А кто хороший.
3. Сюжетно ролевые игры и подвижные игры. А также настольная игра «Хорошо/ плохо»
4. Наблюдение за другими в повседневной жизни и акцент внимания ребенка на том, что испытывают окружающие его люди или животные.
5. Метафорические игры
6. Сильные и слабые стороны животных, себя и окружающих
4. Эмоциональное предвосхищение событий.
Цель: научить ребенка прогнозировать результат своих поступков, коррекция нежелательных форм поведения. Привитие социальных норм и правил.
1. Просмотр видео (мультфильмы фильмы короткометражные, но интересные) и комментирование поступков героев, а также дать ребенку побыть в роле понравившегося персонажа и к примеру, изменить сюжет.
2. Прочтение и проигрывание сказок и рассказов, где ребенок мог бы себя проявить с разных сторон и побыть персонажем сказки.
Эмоциональное прочтение сказок и рассказов, с использованием магнитных сказок и фигурок героев. Проигрывание сказок.
3. Самостоятельный рассказ по картинке и выбор положительного и отрицательного героя. Если ребенок не говорящий, то раскладывание картинок в сюжетном порядке и к каждому герою положить нужную пиктограмму (смайлик).
4. Составление социальных историй по кубикам.
5. Банка хороших и плохих поступков.
6. Упражнение с деревянным человечком.
6. Эксперименты в домашних условиях. Смешивание цветов, наблюдение за различными природными явлениями, наблюдение за животными и растениями. Предвосхищение событий на физическом уровне.
5. Проработка отрицательных эмоций и чувств.
Цель: принятие отрицательных эмоций и чувств.
1. Осознание и принятие отрицательных эмоций чувств.
Через игру и рабочую тетрадь по эмоциям.
2. Игра проблемные ситуации. Учимся находить выход
3. Песочная терапия
4. Эмоциональный светофор (для подростков с сохранным интеллектом и их родителей)
5. Терапевтическая беседа.
6. проективная методика домик страхов. Прячем в домики то что нас беспокоит.
7. Метафорические карты котики.
8. Книга Азбука эмоций.
9. элементы арт терапии при необходимости
6. Формирование и развитие навыков саморегуляции.
1. Поиск вместе с родителями методов, которые помогут ребенку быстро успокоится.
2. Занятие с шариковым пластилином, с тестом. Сжимаем и разжимаем, катаем, совместные сенсорные игры с применением данных материалов.
3. Успокаивающее занятие с песком. (пересыпание, раскапывание либо закапывание рук и различных предметов)
4. Игры с перьями.
5. Игры с пампушками.