Кира Желудова
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.
План:
Вводное слово
1. Организация сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Вводное слово
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Уже в раннем возрасте у ребенка наблюдаются игровые действия. У него возникает интерес к тем предметам, которые способствуют развитию его движений. Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами, и наконец 2-3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой – либо игрушкой. Руководя играми детей младшего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета, выполнении игровых действий.
Следует отметить, что в педагогическом руководстве игрой существует три основных момента:
1. Игровые действия направлены на детей
2. Игровые действия направлены на воспитателя
3. Игровые действия детей направлены на игрушку
Разберем первый момент.
1. Воспитатель включает детей в игру;
2. Постановка игровой цели (буду печь булочки, и кормить детей)
3. Печет булочки, комментирует свои действия, кормит, угощает, показывает, как понарошку можно кушать.
4. Затем переключаются на другую игровую цель: подвижная игра, или хороводная.
5. После этого возвращаются к основной цели, повторяют процедуру угощения, этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и переходу в самостоятельные игры.
6. переключение детей на самостоятельную игру «Булочек еще много осталось» или «Спросите у игрушек, может быть они хотят?»
2 момент
1 Давайте будем играть, очень хочу играть со Светой, Таней, итд. Можно играть со всей группой, можно с теми, кто подойдет.
2. постановка общей игровой цели, которую они будут реализовывать сами, (я как будто пришла с работы, устала очень, кто мне ребятки приготовит что- нибудь)
3. оказание воспитателем помощи каждому ребенку и тд. (см. стр. 139 Программа «Радуга»)
3 момент
Во всех этих случаях ребенок действует от своего лица, он роль не принимает, он еще только учится выполнять игровые действия. Принять на себя роль, это значит вообразить, представить и обозначить себя кем-то другим: собачкой, шофером итп.
Для ребенка данная ситуация сложная. С одной стороны, я – это я сам, а с другой я – это не я, а это кто – то иной.
Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры:
1. Целевой подбор соответствующего игрового материала и размещения его в доступном месте;
2. Участия педагога в играх;
3. Использование художественного слова (потешек, песенок, рассказов, сказок);
4. Организация экскурсий, наблюдений, бесед, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к книгам;
5. Создание игровых ситуаций;
6. Драматизация знакомых произведений;
7. Создание атмосферы доброжелательности, сердечности;
8. Положительная оценка взрослым действий ребенка.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются конкретные представления о каком либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры - создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей.
Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры.
Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, воспитатель может давать им советы, но с уважением относясь к замыслу участников игры. Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль часто не главную, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды. Например, в роли зрителя в театре, спрашивает, где продают билеты, тем самым наводит на мысль сделать кассу. Нередко в игре обнаруживается у детей недостаток знаний об изображаемом; воспитатель делает для себя вывод, что надо подобрать соответствующие книги, иллюстрации, может быть, провести экскурсию. И если детей захватила это игра, они задают много вопросов воспитателю, с жадным интересом слушают его пояснения, чтение книги.
Способность превращаться в другого, появляется у ребенка к 3-4 годам. Формирование этой способности – первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. И еще один немаловажный фактор - если осуществляя подготовку детей к принятию роли, вы раскроете перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, вы с младшего возраста будете ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру. Следует сразу подчеркнуть, что вхождение в образ взрослого не тоже самое, что принятие роли взрослого. Принятие роли предполагает игровое выполнение действий, которые свойственны данному персонажу. Если ребенок надел шапочку врача и халат и говорит, что он врач, а сам идет играть с кубиками, значит, он пока еще не умеет играть «во врача», т. к. он не ставит градусник итд, т. е не выполняет специфических действий врача. Видя такое, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ, обозначает себя представителем какой либо профессии, используя для этого выразительный атрибут и показывает 2-3 игровых действия. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых (мамы, няни, воспитателя и др.) Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, забавы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр детей средней группы: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др.
Однако в этом возрасте интерес к сюжету еще неустойчив. Следовательно, дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.
В данном случае педагог стремится не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражая взрослому, ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания, но и перенимает манеры вежливого обращения, интонации, доброжелательности. С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно это решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать они его не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составляя некоторый план действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.
У детей 4-5 лет совместная игра обычно начинается с того что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Решили играть в «детский сад», кто – то захотел быть воспитателем, кто-то музыкальным руководителем. Но и остальных привлекают эти роли, возникает спор. На помощь приходит воспитатель, спрашивает, а кто же будет готовить обед детям, кто будет их лечить?. дети вспоминают, что видели на экскурсиях. Так выявляются новые активные роли. Напоминание воспитателя часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей, пример: нужен шофер, чтобы возить продукты.
Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшей, и подготовительной группах, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре. Воспитатель помогает распределять роли. Делается это по-разному. Если ввести очередность в исполнении главных ролей: вчера один был капитаном, сегодня другой, это будет ошибкой. Не каждый ребенок справится с ролью капитана, от этого пострадает и он сам, и его психика.
В играх небольшими группами дети сами договариваются и выбирают себе подходящую роль. Но в играх большим коллективом, довольно частых в старших группах, распределение ролей требует помощи воспитателя.
Успех игры с большим количеством участников во многом зависит от удачного выбора организатора. В подготовительной группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше все подойдет к этой роли.
Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причем они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена.
Поэтому роль воспитателя должна быть не навязчивой, но очень весомой в данном вопросе, необходимо бережно относится к выдумке детей, сохранять их самостоятельность.
2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Игра дошкольника проходит несколько стадий.
Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-
то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д.
Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие
начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один
день и продолжаться на следующий.
И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто
действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять
систему ограничений (норм и правил, которые действуют для всех.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от
особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда
предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные
игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как
играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского
ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре.
Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и
не "забил" вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления
инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы,
ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает
должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы
кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность
имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале
предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке,
чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди
других людей. Полезны и карнавальные представления.
В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент
жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.