Елена Негодаева
Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребенок, впервые произносящий слово «мама»; дошкольник, научившийся читать свое имя; первоклассник, осваивающий азы математики, или студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.
Психология относит такую деятельность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Высшие психические функции (познавательные процессы) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия (внимание, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия) — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским. Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т. е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым, а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т. д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а также свой период развития отдельных его компонентов. Познавательная деятельность ребенка развивается в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего игровой, учебной, художественной, спортивной и трудовой.
Психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, – развиваются при непосредственном участии речи. Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Психологическая коррекция рассматривается, как комплекс психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.
РАССМОТРИМ КАЖДУЮ ФУНКЦИЮ ОТДЕЛЬНО.
МЫШЛЕНИЕ. Сущность процесса мышления заключается в поиске неизвестных связей и закономерностей с помощью умственных действий.
В раннем возрасте формируется наглядно-действенное мышление в действиях с предметами. Начиная с трех лет у ребенка появляются новые приемы обследования предмета которые совершенствуются в уме. И формируется новый вид мышления – наглядно-образное мышление. Активный переход к наглядно-образному мышлению осуществляется с помощью речи. Переход к логическому мышлению дошкольников осуществляется с опорой на наглядно - образное мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи проявляется трудности в установлении сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания.
Речь и мышление тесно взаимосвязаны. Отставание в развитии речи ребенка делает невозможным развитие мышления в полной мере.
Для коррекции нарушений мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста включать в работу упражнения:
• на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
• на обобщение.
• на сравнение
ВНИМАНИЕ – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте.
Три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание – это основной вид внимания в дошкольном возрасте, только к концу дошкольного периода появляются элементы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание формируется в тех действиях, которые становятся автоматическими.
В психологии изучены шесть свойств внимания: концентрация, объем, распределение, колебание, устойчивость, переключение.
У дошкольников с общим недоразвитием речи значительно снижен объем внимания, трудность переключения, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Отчетливые затруднения в процессах анализа, синтеза, запоминания и узнавания, дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.
Произвольное внимание формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а так же наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.
ПАМЯТЬ связывает человека с его прошлым, настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе его психики. Память включает в себя процессы по организации и сохранению получаемой информации.
Механизмы памяти
На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная, эмоциональная, двигательная, образная память. Отрабатываются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, формируется система долговременной памяти.
Развитие памяти в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет, связано с развитием восприятия и предметной деятельности. На этом этапе начинает развиваться образная память, которая вместе с восприятием участвует в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Развитие памяти в дошкольный период (с 3 лет до 6 лет, активно развивается словесно-логическая память. В этот период ведущими видами памяти являются непроизвольная и образная память. Непроизвольная память дошкольников позволяет им наизусть запоминать сказки, рассказы, порядок практических действий, внешние признаки предметов.
Существенным сопутствующим признаком при ТНР у детей является нарушение памяти. Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается сужение объема памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а наглядном виде.
Если в ходе коррекционно – развивающей работы с детьми снизить требования к скорости умственной работы и создать условия, предупреждающие быстрое утомление, а также использовать образные и активные формы работы с запоминаемым материалом, можно устранить отставание в развитии памяти.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память. Благоприятными условиями для ее формирования являются игровая деятельность и поручения взрослого.
Особое место в развитии ребенка – дошкольника занимает двигательная память. Высокий уровень ее развития позволяет детям 6-7 лет осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжение. Именно в этом возрасте многие дети начинают заниматься гимнастикой, танцами, акробатикой.
Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др.
В работе с детьми используются речедвигательные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.
Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
ВОСПРИЯТИЕ – процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие и ощущение – это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Восприятие и ощущение являются психическими процессами, их называют сенсорными, то есть чувственными процессами. Восприятие проходит сложный путь внутренней перестройки, которая создает фундамент для мыслительной деятельности.
Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольном периоде может задержать развитие мышления и речи, повлиять на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства.
Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. В частности, дети затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью. У детей могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
ВООБРАЖЕНИЕ – сложный психический процесс, создающий динамическую систему согласованной работы всех познавательных процессов и свойств личности.
В детском возрасте для развития воображения на первом месте стоит игра, которая является наиболее доступным видом творческой активности ребенка. Процесс игры развивает приемы творческого воображения, приучает ребенка мысленно удерживать в сознании созданные образы и оперировать ими. Творческое воображение необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, - в рисовании, конструировании и т. п.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
• агрессивность, драчливость, конфликтность;
• повышенную впечатлительность, страхи;
• неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
• энурез;
• повышенная обидчивость, ранимость;
• склонность к болезненному фантазированию.
Поэтому, для детей с нарушениями речи необходима организация специальных коррекционно – развивающих занятий, с помощью дидактических, ролевых, двигательных игр оказывающих существенное влияние на развитие познавательных процессов. Согласованная работа познавательных процессов влияет на объективное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспечивает успешную социальную адаптацию.
Использованная литература:
Выгодский Л. С. «Развитие высших психических функций». М. 1960, с. 340-349.
Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления, воображения». М. Изд. «Аркти», 2010.
Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: «Феникс», 2004 г.
Трясорукова Т. П. «Игры и задания по развитию внимания». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016 г.
Трясорукова Т. П. «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция». Ростов-на-Дону, Феникс, 2015 г.
Хрестоматия по психологии. М. «Просвещение», 1977 г. Стр. 361