Галина Андреева
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языком, верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости, конфликтам, столкновениям. Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами, решение которых раньше представлялось однозначным. В результате меняется законодательство, и сегодня можно видеть, как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах. Таким образом, формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение.
Публикация «Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Толерантность (от латинского «терпение») – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)» была официально принята 25 августа 2001г.
Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку и другой культуре может стать, с одной стороны, присущая дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в программе «Радуга», а с другой – ориентация на принятые современным международным сообществом общечеловеческие ценности. Это прежде всего ценность жизни и человеческого достоинства, представление о правах человека, в том числе и правах ребёнка.
Сформулируем основные принципы организации деятельности педагога по данному направлению работы:
1. Широкий познавательный контекст, провоцирующий любознательность и познавательную активность детей.
2. Современный качественный иллюстративный материал, включающий видео- и аудиоматериалы, фотографии, произведения искусства.
3. Принцип непрерывного «образовательного цикла», реализуемый на протяжении достаточно длительного времени.
4. Разнообразие творческой деятельности детей – рисование, лепка, создание коллажей, игровая и театральная деятельность.
5. Сотрудничество с родителями и целесообразное привлечение их к подготовке образовательных бесед, игр, праздников.
6. Проведение итогового события-праздника для детей совместно с родителями (или итогового занятия).
7. Выбор тематики цикла и его окончательное планирование осуществляется в соответствии с интересами конкретных детей группы, а также педагога, который будет его проводить.
8. Использование культурологического подхода в качестве основы отбора содержания образования, а также метода трансляции его детям.
Миссия образовательных организаций – трансляция культуры новому поколению.
Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. В системе дошкольного образования назрела необходимость переходить от программ, ориентированных только на индивидуальное развитие ребёнка – возрастное становление высших психических функций внимания, памяти, волевых процессов, мышления, а также освоение основных видов детской деятельности – игры, продуктивного творчества, речи; на подготовку к обучению в школе, понимаемую как усвоение некоторого содержания из области элементарной арифметики, геометрии, грамоты и формирование кругозора, к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в которых происходит трансляция культуры в её исходной целостности содержания и системы отношений, реализующих соответствующие ценности.
Работа по данному направлению реализуется в русле лучших традиций отечественной дореволюционной дошкольной педагогики, когда знакомство детей дворянского сословия с отечественной историей и культурой других стран начиналось в возрасте 4 лет.
В основу педагогической работы положены следующие принципы:
1. Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.
2. Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.
3. Принцип подлинной художественной ценности и аутентичности является ведущим в отборе содержания и материала художественного образования.
4. Принцип учёта возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление авторской разработки форм, методов, и технологий педагогической работы.
5. Принцип личностно-ориентированного индивидуального подхода к каждому ребёнку реализуется в руководстве деятельностью детей. Педагог не должен жёстко программировать результат деятельности детей.
6. Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.
7. Воспитательная направленность образовательного процесса является важной чертой педагогической деятельности.
В своей работе использовали методическое пособие для воспитателей «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду» (авторы Е. В. Соловьёва, Л. В. Редько).
Деятельность ведётся в виде проектно-познавательной тематической работы с детьми. Её суть и основа – сравнение культурных традиций, существующих в разных странах и связанных с какой-то простой и понятной детям стороной повседневной жизни или праздником. Провоцируя интерес детей, рассказывают им о культурных традициях, которые выглядят необычными, отличаются от привычного для них опыта. Это расширяет горизонт представлений детей о возможном, стимулирует воображение, обогащает их социальные представления. Сказки, костюмы, традиции еды, обычаи вежливости, особая музыка, звучание языка – всё завораживает и в то же время даёт лучше ощутить богатство и красоту собственной культуры. Вместе с тем, когда речь идёт о ценностях, предлагается делать акцент на сходстве, не перегружая психику маленького ребёнка картиной различий (нравственные качества, семья, быт, игры детей и др., на том, что сближает всех людей.
Примерные темы проектов:
• По следам сказочной полбы.
• Праздники урожая в разных странах.
• Путешествия по странам и континентам.
• Путешествие с чаепитием.
• Куклы мира.
• Хоровод детей планеты.
• Во имя розы.
• Образы животных в культурах разных стран.
Прежде чем приступать к проектной работе, были проведены анкетирование родителей и опрос детей.
В анкетировании принимали участие 36 семей, из них 72% однонациональных семей и 28% многонациональных семей.
• 81% родителей уважают и принимают культуру разных народов, 19% относятся нейтрально.
• 86% родителей считают, что нужно знакомить детей с культурами разных стран, 14% - по возможности нушно, но не обязательно.
• 83% родителей относятся к мигрантам, как к равным себе людям, 14% относятся безразлично, 3% - отрицательно.
• 61% родителей не против, чтобы дети мигрантов были у них в группе, 33% относятся к этому безразлично, 6% - категорически против.
В опросе принимали участие 35 детей подготовительных к школе групп.
• На вопрос «В какой стране мы живём?» 34 ребёнка (97%) ответили правильно.
• На вопрос «Как называется столица нашей страны?» 25 детей (71%) ответили верно.
• Отвечая на вопрос «Какие страны ты знаешь?», 16 детей (46%) назвали по 3-6 страны, 12 детей (34%) назвали по 1-2 страны.
• Вопрос «Какие зарубежные города ты можешь назвать?» вызвал у детей затруднения. 10 детей (29%) назвали по 1-2 города.
Можно сделать вывод, что тема является актуальной и вызывает интерес у родителей, будет полезной для детей.
Проектная работа велась на трёх группах:
• Проект «По следам сказочной полбы…» - подготовительная к школе группа «Заиньки», воспитатели Т. Н. Мартюшева, В. М. Данилова.
• Проект «Хоровод детей планеты» - подготовительная к школе группа «Чиполлята», воспитатели Е. З. Перевозчикова, М. И. Лапшина.
• Проект «Куклы мира» - старшая группа «Гномики», воспитатель Т. Г. Ильминских.
Проект «По следам сказочной полбы…»
Задачи:
• Формировать толерантность, давая детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости жизни людей, живущих в разных странах, взаимообмене знаниями, технологиями, который постоянно происходит в истории человечества, на примере истории происхождения злаковых культур.
• Формировать толерантное отношение и интерес к людям разных культур, давая детям представление о том, что люди в разных странах по-разному готовят хлеб, но схожи в своём отношении к нему как к основе жизни, в уважении к труду тех, кто выращивает зерно и готовит хлеб, к самому этому продукту.
• Расширять географический и исторический кругозор детей.
Образовательный цикл включает в себя следующую информацию:
• Исторические представления (откуда в Россию пришли разные крупы, зерновые культуры, хлеб разных стран).
• Естественно-научные представления (виды и технология выращивания различных зерновых культур).
• Социальные представления (профессии, виды труда).
• Культурная символика и ценностные смыслы (художественная литература, фольклор, пословицы)
Полученные знания и впечатления дети отражали в продуктивной деятельности и игровой деятельности. Упор делался на практическую деятельность (экскурсии, изготовление блюд из муки и крупы, дегустация, что существенно повышает интерес детей к проекту.
Проект «Хоровод детей планеты»
Задачи:
• Формировать толерантность на основе представления об образе жизни и интересах детей, живущих в разных странах.
• Показать сходство чувств, желаний детей, живущих в разных условиях и разных культурах, общечеловеческую потребность в любви, защите, заботе, тепле.
На примере 4 стран (Франция, Италия, Китай, Россия) проект прорабатывался по темам: карта (месторасположение, герб, флаг, столица, особенности проживания, особенности кухни, достопримечательности, некоторые праздники и традиции, герои сказок, игры детей.
Познавательный материал закреплялся в продуктивной и игровой деятельности детей. Основной задачей стало не освоение знаний, а поддержка интереса детей к разным культурами, воспитательные моменты (в мире живёт очень много разных людей, но у всех есть и что-то общее, все мы равны). Итогом проектной работы стали коллажи, созданные по каждой стране, которые позволяют вспомнить проделанную работу.
Проект «Куклы мира»
Задачи:
• Познакомить детей с русскими и зарубежными народными куклами, сделанными из разного материала – соломы, льна, ткани, глины и дерева.
• Познакомить детей с ролью кукол в жизни детей и взрослых.
• Воспитывать интерес и уважение к истории, народным традициям России и других стран.
Для начала старшей группы проект оказался сложноват (знакомство с куклами разных стран, поэтому упор был сделан на знакомство с народными куклами России, введение их в игровую деятельность, отражение темы в продуктивной деятельности. Планируется вернуться к этому проекту по окончании старшей группы в летний период.
Мир для дошкольника – это чудесная история. Возвращение образовательного содержания в его исходный целостный – полный, многокрасочный и «одушевлённый» - культурный контекст позволяет повысить развивающую эффективность работы.