Наталья Логвинова
Обеспечение безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через формирование у них навыков правильного поведения в мире
▼ Скачать +Заказ
Статья «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование у них навыков правильного поведения в окружающем мире»
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема охраны жизни и здоровья ребенка, воспитание бережного отношения к своему здоровью, развитие умений действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей.
Публикация «Обеспечение безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через формирование у них навыков правильного поведения в мире» размещена в разделах
Ключевые слова: опасность, безопасность, формировать, образ жизни, ситуация, задачи, формы, методы.
В современных условиях развития системы дошкольного образования особое значение уделяется формированию знаний о безопасном образе жизни детей дошкольного возраста, обеспечивающих у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении - важный этап в процессе, которого происходит активная социализация детей, накапливаются представления о безопасном образе жизни, знакомство детей с наиболее типичными, часто встречающимися опасными ситуациями. Представление о безопасном образе жизни дают возможность детям лучше понять как себя вести дома, на дороге и улице, на природе и в общении с незнакомыми людьми, что предполагает формирование основы жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Однако, окружающая среда ребенка – это не только семья и детский сад, но это и детская площадка, двор, улица, общение с незнакомыми людьми, которое привлекает к себе особое внимание у детей дошкольного возраста. В связи с этим в детском саду необходимо организовать целенаправленную образовательную деятельность по подготовке детей к безопасному поведению в условиях современной окружающей среды, начиная с дошкольного возраста, сформировать навыки безопасного поведения в игровой среде, чтобы впоследствии они стали нормой поведения, а их соблюдение – потребностью у детей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – сформировать у детей основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. При этом важно в игровой среде не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки самостоятельного безопасного образа жизни.
Формирование представлений у детей о правилах безопасности жизни – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к окружающему миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с разными людьми, расширение и уточнение знаний о правилах поведения в определенных условиях жизни, активизация словарного запаса.
Актуальность формирования у детей представлений о правилах безопасности жизни, определенного поведения в обществе и жизни каждого человека обоснована современными требованиями ФГОС дошкольного образования, что предполагает реализацию таких задач как:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о правилах безопасности жизни и нормах поведения в современных условиях окружающей среды;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к нормам и правилам безопасного поведения в окружающей их среде;
- предоставить возможность детям использовать полученные знания и умения в различных видах деятельности.
Организация воспитательно-образовательной работы по формированию представлений о правилах безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с разными взрослыми и сверстниками, развитию умений безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Научить детей поступать в соответствии с нормами и правилами безопасного поведения в окружающем их мире – одна из важнейших педагогических задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому организация работы по формированию представлений о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую практическую значимость и актуальность на современном этапе.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования сформировать представление у ребёнка о правилах безопасности жизни, внедряя различные формы работы с воспитанниками, необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы : беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, видео, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей.
Работа по ОБЖ в ДОУ должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно обеспечить взаимодействие с родителями по данной теме, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Следует объяснять родителям актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной теме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. В работе с родителями используется информационно – аналитическое направление : проведение опросов, анкетирование; познавательное направление : родительские собрания, информация на стенде, папки – передвижки, выставки семейных творческих работ.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно – развивающей среды в группах.
В неё входят: уголок безопасности с необходимым материалом: макет улицы с дорожными знаками, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков, плакаты по ОБЖ, и т. д. ; игротека, которая содержит дидактические, настольно – печатные игры; библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасной жизнедеятельности происходит постепенное осознание их смысла. Дети начинают выделять источники опасности, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Список литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
2. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. / Гл. ред. В. А. Володин. - М., «Аванта+»,2001г.