Бубнова Елена
Тренинг на сплочение педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Ход тренинга:
Педагог-психолог:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Команда ДОУ»
Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
• Повысить сплоченность коллектива;
• Повысить взаимопонимание между педагогами;
• Повысить самооценку педагогов;
• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Сплоченность коллектива - это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший психологический климат в коллективе.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для
трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же
самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди
чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем
меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив
функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально
полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это
важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера
доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если
члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают
высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему
происходящему и активно вступает в общение.
Д. Карнеги предлагает следующие принципы общения:
Основные методы обращения с людьми
не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь;
честно и искренне оценивайте достоинства людей;
пробуждайте в человеке искреннее желание проявить себя;
Слайд 6. Шесть способов понравиться людям
Проявляйте искренний интерес к другим людям;
Улыбайтесь;
Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее,
чем звук собственного имени;
Будьте хорошим слушателем; Поощряйте других на разговор о них самих;
Говорите о вещах интересующих вашего собеседника;
Давайте людям почувствовать собственную значимость- и делайте это
искренне.
1 этап. Приветствие.
- А сейчас давайте выполним упражнение "Знакомство"
Каждый член коллектива, по очереди называет свои Ф. И. О. и
положительное личностное качество, и деловое качество (деловые: проф.
мастерство, инициативность, пунктуальность, организованность,
осведомленность, преданность работе, личностные: интеллигентность,
трудолюбие, скромность, отзывчивость, аккуратность и др.)
2. Разминка. «Поменяются местами те, кто.»
Цель: снять эмоциональное напряжения, поднять настроение, узнать друг о
друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место,
предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет
играть на гитаре, носит часы и т. п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест
усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей
профессиональной деятельности участников, образования, специфики
работы с детьми и т. п.
Например, поменяются местами те, кто:
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• любит свою работу;
• работает педагогом уже больше 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства и т. д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто,
что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что
о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами
3. А теперь мы с вами еще поиграем, игра называется "Гусеница"
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Цель. Преодолеть барьеры в общении между участниками,
раскрепостить их.
Ход упражнения: участники становятся плотным кругом и
закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в
ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут
свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и
посмотреть, что же получилось. После упражнения можно
обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя
чувствовали участники) или нет.
Примечание: игра имеет несколько вариантов. Можно дать
задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых
темных, разумеется, не закрывая глаза, по цвету волос, по
теплоте рук и т. д.
Обсуждение:
- удалось ли группе это сделать?
- что помогало? Что поддерживало?
- какие эмоции испытывали во время упражнения?
Упражнение «Печатная машинка»
Цель. Выработка навыков сплоченных действий.
Ход упражнения: участники упражнения должны отгадать
фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми.
Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем
каждый произносит свой звук, а в промежутках между словами
все хлопают в ладоши.
Обсуждение:
-Что помогало справиться?
-Что поддерживало?
6
-Трудно ли было?
Упражнение «Путанка»
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: все берутся за руки, стоя в кругу и начинают
запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая
«путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в
одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить,
где находится его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А
кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь
сориентировался, где его право, а где его лево, он должен
научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А
потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то,
попавшегося по пути, «съесть»
Обсуждение:
- какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении
задания?
Упражнение «Поезд»
Цель. Сплочение, повышение взаимного доверия участников,
тренировка уверенности поведения при необходимости
действовать в условиях недостатка информации, положившись
на партнеров.
Ход упражнения. 6-8 участников изображают «поезд», встав в
колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме
первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через
препятствия, которые изображают другие участники. При малом
количестве играющих часть препятствий можно изобразить с
помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до
другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия
(ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с
остальными. Препятствия, изображенные с помощью других
игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по
кругу, были именно из их числа, при приближении к ним
7
«вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать
предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность
каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно
сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два
«поезда».
Обсуждение:
- кому кем больше понравилось быть «локомотивом»,
«вагонами», препятствиями; с чем это связано?
- какие эмоции у кого возникали при движении в составе
«поезда»?
- каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту
игру?
Упражнение «Опустить предмет»
Цель. Тренировка умения действовать решительно и, в то же
время, координировать собственную активность с действиями
других людей.
Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч
и просят держать его горизонтально на указательных пальцах
вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие
предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или
сделанную из плотного картона настенную таблицу размером
приблизительно 1х1 м).
Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим
место. При этом он должен постоянно лежать на указательных
пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с
предметом или он падает, игра начинается заново.
Обсуждение:
Что испытывали при выполнении задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось
преодолеть?
8
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать
совместные действия?