Анастасия Курбатова
Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не только наукой – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас.
Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда является важным направлением в работе дошкольных учреждений. Это одно из главных средств всестороннего развития ребёнка-дошкольника, формирование системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Публикация «Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы личности: позитивное отношение к окружающему миру.
В последние годы, все чаще педагоги обращаются к устному народному творчеству и внедряют его в свою работу, тем самым возрождая лучшие образцы народной педагогики.
В сокровищницу народной педагогики входит фольклор, который обладает огромными дидактическими возможностями. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, миру природы и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Малые фольклорные формы, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Русское народное творчество восхищает и удивляет своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, умеющий эмоционально их преподнести, быстрее добьется успехов в обучении и воспитании детей.
Поэтому важно, чтобы педагог применял его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.
В сокровищнице устной народной речи запечатлены творческая фантазия, опыт векового взаимодействия с природой, стремление придать знаниям, приобретенным многими поколениями людей, живую, яркую, выразительную форму. Устное народное творчество особенно ярко показывает отношение человека к окружающему миру.
Прививать у детей бережное отношение к растительному миру, животным, беречь красоту окружающей природы надо начинать с раннего возраста.
Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними и дикими животными, рассматривании картин с их изображением («Котя–коток», «Киска, киска, киска брысь», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота» и т. д.). Дети будут охотно выполнять звукоподражание и движения животных, изображать их вместе с воспитателем.
Использование народного творчества решаются следующие задачи экологического образования детей:
- Формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, недоступных их непосредственному наблюдению;
- Углубление и уточнение знаний о растениях и животных ближайшего окружения (их внешнем виде, повадках, образе жизни);
- Формирование, расширение и углубление знаний детей о различных средах обитания живого и присущих им условиях;
- Знакомство с экологическими законами, правилами и нормами поведения в природе;
- Воспитание у детей интереса к природным объектам, субъективного отношения к ним.
Решения данных задач требует и определения места народного творчества и фольклора в педагогическом процессе экологического образования таким образом, чтобы она усиливала эффект педагогического воздействия на детей, способствовала достижению позитивных результатов в этом процессе.
Чтение и обсуждение загадок, сказок в сочетании с наблюдением может занимать следующее место в педагогическом процессе экологического образования (в зависимости от цели использования):
- Перед наблюдением в природе: вызвать интерес к наблюдению; активизировать внимание на определенных объектах и явлениях природы;
- В процессе наблюдения (фрагмент сказки или сказочных персонажей, а также потешек, стихов и загадок): усилить эмоциональное воздействие на детей: создание проблемных ситуаций и активизировать деятельность детей;
- После наблюдения: закрепление представлений, полученных в ходе наблюдения; коррекция отношения детей к природным объектам; углубление и расширение экологических представлений; в сочетании с беседой, игрой, слушанием музыкальных произведений: конкретизация представлений, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру природы.
Приобщение дошкольников к природе, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходят через систему сезонных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт поведения дошкольника в природе, умения и навыки наблюдений за природными объектами, положительное отношение к природе, способность отмечать и видеть сезонные изменения в жизни окружающей среды.
Сближаясь с русской народной культурой, дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе.
Таким образом, использование малых фольклорных форм помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.
Вся работа с детьми строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Старайтесь давать задания детям в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
Работа с детьми должна строиться в сотрудничестве, сотворчестве педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения.