Ольга Николаевна Зеленевская
Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Севостьянова Галина Петровна, Зеленевская Ольга Николаевна
ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов
Особые условия жизни – отсутствие близких людей, дефицит получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми – все это влияет на поведение, формирование двигательных умений, эмоциональное и речевое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Нарушения координации движений, отсутствие ловкости, задержка в развитии мелкой моторики, замедленное развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, – неспособность переносить освоенное и виденное раннее в самостоятельную деятельность ведет к нарушениям в развитии игровых действий и игры в целом. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Педагоги нашего учреждения, занимаясь по различным направлениям (физическому, сенсорному, речевому и др.) в воспитании и развитии детей раннего возраста, зачастую сталкиваются с проблемой поиска необходимых, а иногда и специфичных игровых средств, приемов для формирования или корригирования той или иной функции организма ребенка, поддержания интереса малышей к предлагаемой деятельности.
Публикация «Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Многолетний опыт работы и наблюдения за детьми, воспитывающимися в нашем учреждении и имеющими те или иные отклонения в развитии, показал целесообразность и эффективность использования таких игровых приемов, как малые стихотворные формы и сюжетная игра в физическом развитии. Предлагаемая игровая форма имеет свои особенности и зарекомендовала себя на итоговых комплексных занятиях, физкультурных развлечениях и спортивных праздниках.
Вся деятельность основана на игровом сюжете игры-путешествия, например, «В гости к зверятам», «Путешествие в лес», «Едем на машине» и др. К каждому сюжету подбираются задачи, средства и методические приемы обучения и готовятся стихотворные тексты и рифмовки, которые педагог читает наизусть. Текст соответствует не только сюжету, но и тем движениям, которые мы планируем показать или закрепить у детей. В содержание включаются стихи детских писателей, считалки, поговорки, а также рифмовки, стишки собственного сочинения: «Вот у нас в руках морковки, продолжаем тренировки!» или «Зайка к деткам прискакал, возле Коли прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони меня, дружок!» и т. п.
Рассмотрим на примере конкретного занятия «В гости к Зайке» возможность использования указанного выше игрового приема.
Во вводной части физкультурного занятия текст решает не только коррекционно-развивающие задачи (коррекция осанки, профилактика плоскостопия, но и психологические (активизирует внимание, вызывает интерес к предлагаемой деятельности или персонажу, создает эмоционально-положительный настрой). Например: «Стоит в поле теремок. Вот дорожка к нему ведет. Кто, кто в теремочке живет?» Дети идут по коррекционной дорожке, по ребристой доске. Побуждаем детей к действию – конкретно, к правильной ходьбе, с соблюдением осанки. Далее у педагога в руках появляется сюжетный персонаж – мягкая игрушка Зайка, к голове которой пришита резиночка. Педагог, двигая игрушкой вверх-вниз за резинку, привлекает внимание детей, вызывает улыбку и речевые реакции.
В основной части – стихотворный текст выполняет несколько функций:
1) помогает формированию психических процессов и воздействует на общую моторику –
«Ручки все мы поднимаем
а потом их опускаем,
хлопнем мы над головой,
спрячем ручки за спиной»
2) способствует формированию слухового восприятия, звуковой культуры речи; дети чувствуют темп, ритм и мелодику языка; некоторые могут запомнить и повторять слова из текста – «Раз – присядка, два – прыжок и опять присядка, а потом опять прыжок – заячья зарядка!»;
3) является организатором одной из форм активного отдыха детей, дает установку на предстоящую деятельность;
4) является хорошим стимулом для проявления эмоциональных качеств;
5) облегчает формирование двигательных навыков – «Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»
В зависимости от поставленных коррекционно-развивающих задач и планируемых основных видов движений мы используем игру «Угадай-ка!» (первоначальное представление о движении). Педагог показывает имитационное движение и говорит: «Кто так прыгает, угадай-ка?. (говорит сам или ответ детей) Зайка!». Побуждаем детей попрыгать вместе с Зайкой. Игра проводится с целью осознанности выполнения двигательного элемента. Затем – игра «Повторяй-ка» (совершенствование навыка) : «Вот как прыгает наш Зайка, ну, скорее повторяй-ка!» Педагог дает задание на выполнение прыжков с продвижением вперед и осуществляет контроль над качеством выполнения упражнения, активизируется внимание на конечный результат. Игра «Поиграй-ка» закрепляет двигательные навыки. В данном случае педагог предлагаем детям попрыгать с продвижением вперед по плоскостным коврикам и собрать морковку.
«Вышли зайки в огород!
Вот морковка здесь растет,
Ты морковку собери
и в корзинку отнеси.
Поскорей, бери, неси!»
В заключительной части данного занятия стихотворная форма помогает подготовить детей к его завершению и плавному переходу к другому виду деятельности: «До свиданья, Зайка! Ждем тебя опять, будем мы с тобою бегать и играть!» Далее выполняется спокойная ходьба с дыхательными упражнениями:
Мы немножко отдохнем,
Друг за другом все пойдем.
Будем медленно дышать,
Ручки кверху поднимать.
Раз-два, раз-два, - отдыхает детвора»
Познавательный материал (имитация движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, а также комплексные задания («пройти по дорожке и принести только одну морковку») используемые на занятии по физическому развитию в сочетании с малыми стихотворными формами и сюжетной игрой расширяют кругозор ребенка, обогащают его представления о явлениях природы и быта. Использование малых стихотворных форм и сюжетной игры в физическом развитии детей раннего возраста создает условия и имеет все возможности для решения педагогических и коррекционных задач. Это является важным шагом к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к культуре физического развития.
Л и т е р а т у р а
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983 г.
2. Доскин В. А., Макарова З. С. Реабилитация детей Домах ребенка. М. : Владос-Пресс, 2007г
3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей М. : Просвещение, 1987г.
4. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005г.
5. Тонкова-Ямпольская Р. В. и др. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка М. : Просвещение, 1989г.