Ольга Прутовых
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников.
Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной из актуальных проблем ДОУ. С каждым годом в детский сад приходит все больше не говорящих детей в возрасте 3-4 лет, а также говорящих отдельными словами, не умеющих строить фразы и простые предложения. Дети не могут в полной мере выразить свои мысли, дать развернутый ответ на вопрос. Они привыкли к тому, что дома их и так понимают, всё выполняют по первому слову, а то и жесту, можно особо не напрягаться. Наша задача – научить детей грамотно выражать свои мысли, чувства, использовать всё многообразие родного языка. Для достижения этой цели мы сделали большой упор на детский фольклор. Ведь фольклор не только передаёт всю красоту и мелодичность языка, способствует развитию речи, он ещё и влияет на становление эмоциональной сферы, развивает физическую активность ребёнка, способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка.
Публикация «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Началось наше знакомство с фольклором сразу, в период адаптации. Мы активно используем потешки во всех режимных моментах. Простая рифма, повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение заставляют ребёнка прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Умываясь, мы рассказываем про водичку:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
одеваясь, разговариваем с пальчиками, ножками и ручками, рё вушек успокаиваем словами:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной дорогой,
Куплю другой.
Ой не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов. Очень важно, что в основе потешек лежит определённый ритм, следовательно к словам можно подключить движения, задействовать ладошки, пальчики, а это в свою очередь опять же способствует развитию речи.
В тихий час обязательно пение колыбельных песен. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, успокаивают. Персонажи песен связаны с окружающим миром, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Ну и для отработки произношения звуков конечно не обойтись без чистоговорок и скороговорок. Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным, способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Это конечно только начало нашей работы. А далее добавляем другие жанры фольклора, используем устное народное творчество в театрализованной деятельности, читаем, учим, повторяем, играем. И мы получим говорящего, активного, жизнерадостного ребёнка!