Светлана Шайбулатова
Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная характеристика проекта
Автор проекта : Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский РМЭ
Исполнители : воспитатели первой младшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель
Заказчик проекта : Администрация МДОУ детского сада № 5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский РМЭ
База экспериментальной работы: Первые младшие группы детского сада № 5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский РМЭ
Публикация «Педагогический проект „Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Сроки работы по проекту : октябрь 2016 г. – май 2017 г.
Актуальность
Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Русский фольклор – душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Программа
Цель: развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклора
Задачи:
1. Формировать обобщенные представления детей о природе, о ее явлениях;
2. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с окружающим миром;
3. Применять фольклорный материал, начиная с раннего возраста;
4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
5. Прививать желание участвовать в играх – хороводах, инсценировании потешек, сказок;
6. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, интерес и заботу к растительному и животному миру.
Гипотеза:
Использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста всех форм детского фольклора и русского народного творчества поможет детям органично влиться в окружающий мир, осознать ее целостность, красоту, приобщиться к вечному и прекрасному.
При условии систематической работы у дошкольников раскроются творческие, музыкальные, художественные способности и обогатятся экологические представления детей об окружающем его мире. Улучшатся взаимоотношения в детском социуме, так как совместные игры, праздники, развлечения сближают детей.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание положительного отношения к режимным моментам в раннем возрасте;
2. привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
3. формирование умения видеть красоту окружающего мира;
4. формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;
5. приобщение детей к культурным ценностям, традициям русского народа.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (октябрь 2016 гг.)
Задачи:
1. Ознакомление с состоянием проблемы в психолого-педагогической литературе;
2. Совершенствование собственных знаний по использованию детского фольклора в воспитании экологических представлений детей младшего дошкольного возраста;
3. Подготовить условия для реализаций деятельности по проекту;
4. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.
Мероприятия
1. Составление программы кружка «В гостях у Дедушки Фольклора».
2. Изучение научно-методической литературы по данной тематике.
3. Подбор наглядно - дидактических пособий по данной тематике.
4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
5. Выявление уровня готовности к сотрудничеству родителей по приобщению детей к формированию экологических представлений с помощью русского фольклора.
6. Анкетирование родителей по выявлению экологических представлений детей младшего дошкольного возраста.
7. Родительское собрание на тему: Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
8. Индивидуальные беседы с родителями.
2 этап – основной (ноябрь 2016 г – апрель 2017 г)
Задачи
1. Выработка системы воспитательно–образовательной работы по формированию экологических представлений;
2. Углубление родителей в проблему использования русского фольклора в экологическом воспитании в современном мире;
3. Углубление педагогов в проблематику данной темы.
Мероприятия
1. Организация непосредственно-образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Организация кружковой деятельности «В гостях у дедушки Фольклора» (1 раз в неделю);
3. Составление конспектов НОД и кружковой работы.
4. Проведение развлечений совместно с программой музыкального руководителя «Здравствуй, Дедушка Мороз», «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая», «Солнышко, нарядись, красное покажись».
5. Организация наблюдений на прогулках.
6. Создание картотеки наблюдений за природой на прогулках с использованием русского фольклора.
7. Оформление альбома «Использование фольклора в формировании экологических представлений».
8. Семинар – практикум для педагогов «Значение фольклора в развитии детей». Изготовление родителями дидактических игр по экологическому воспитанию детей.
9. Составление буклета «Советы для родителей по формированию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста».
10. Распространение педагогического опыта на МО воспитателей района, в ДОУ, на сайте.
3 этап – заключительный (май 2017 г.)
Задачи
1. Определить эффективность работы по проекту;
2. Изучить и проанализировать результаты.
Мероприятия
1. Проанализировать результаты работы детей по формированию экологических представлений с помощью русского фольклора совместно с родителями.
2. Выступить на педсовете по результатам работы по проекту.
3. Разместить проект и результаты работы по проекту в своём блоге на сайте MAAM. RU.
Перспективы проекта
1. Подтвердится гипотеза;
2. Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества детей, педагогов и родителей;
3. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ.
Бюджет
Планируем приобрести: познавательную и методическую литературу – 2000 рублей, наглядно-дидактические пособия – 2000 рублей
Риски реализации проекта :
1. Пассивность родителей;
2. Нехватка денежных средств.