Анна Скрипаль
Доклад для родителей «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Нечаевский детский сад»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Доклад на тему «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ.
Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» Э. К. Суслова.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка умой мое личико…”, накормить (“Травка - муравка”).
Ребёнок - один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” - о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребё нка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение! Наша Маша маленькая, На ней шубка аленька Опушка бобровая Маша чернобровая! Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости. Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором.
Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
В последние годы в дошкольных учреждениях активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
На протяжении 5 лет работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество». Исходя из этого, я разработала и реализовала проект на тему «Русские народные потешки для малышей».
В рамках этого проекта реализуя цели и задачи по данной теме, я подобрала фольклорный материал, (создала папку «Народные песенки, потешки, прибаутки», иллюстрированный альбом «Мои любимые потешки»); составила картотеку потешек для всех режимных моментов; подобрала иллюстрированный материал к фольклорным произведениям, оформила книжный уголок.
На занятиях с детьми я использую устный народный фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки) в разных видах деятельности, которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.
Я организовала работу с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты и занятия. Работая с детьми, я пользовалась такими методами и приёмами, как обыгрывание сюжета потешки;
(в ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д. Так же вместе с детьми провожу словесные игры «Доскажи словечко», подвижные и хороводные игры («Вышла курочка гулять», «У медведя во бору», «Кот и мыши», пальчиковую гимнастику («Пальчик-мальчик», «Семья», читаем потешки с одновременной демонстрацией иллюстраций, прослушиваем колыбельные песни во время засыпания.
Для этого мною были изготовлены пальчиковые куклы из бумаги и пряжи, конусные куклы (сказочные герои, различные атрибуты для подвижных игр. Оформлены групповые комнаты потешками на все режимные моменты. С помощью родителей уголок ряжения пополнился русскими народными сарафанами, косынками, фартуками.
Также с детьми провожу творческие работы по данной теме.
При участии родителей был создан альбом «Потешки для малышей». Были проведены занятия-развлечения «Знакомство с русской избой», «В гостях у бабушки Марфуши».
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.