Получи документы

Чтение детской природоведческой литературы о природе и любви к Родине

Горелова Надежда Николаевна
Чтение детской природоведческой литературы о природе и любви к Родине
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. “Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, если не имеешь Родины. Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и многих других. Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых “поэтических предметов”, источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу. В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии…” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

Публикация «Чтение детской природоведческой литературы о природе и любви к Родине» размещена в разделах

В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.

Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия. Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья. Так, например, в стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своей “странной любви” к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Особое место в данной теме занимает стихотворение “Утро на Кавказе”. Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; “дикой пеленой” вьется туман вокруг лесистых гор. Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта “цепи синих гор”, “вершины”. Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. “Как сладкую песню отчизны”, полюбил он Кавказ.

Поэты второй половины XIX века тоже часто обращались к образам природы. Поэт-философ А. А. Фет известен и как “певец природы”. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ее состоянии. Поэт в своем произведении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения “милого лица” и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.

В поэзии Фета природа изображена детально, в этом смысле поэта можно назвать новатором. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение, для Фета же важна прежде всего конкретная деталь. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, – но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Знаменательно, что мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и, более того, замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная. Обобщая сказанное, мы обратимся к знаменитому стихотворению Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”. Оно представляет собой гневное обращение к тем, кто не понимает божественной сущности природы и не слышит ее языка. Неприятие природы как особого мира со своими законами Тютчев считал признаком нравственного убожества и даже уродства. Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём.

В работе по воспитанию у детей любви к родной природе ставлю задачи :

формировать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;

развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе.

Все перечисленные задачи тесно взаимосвязаны – решаю их в комплексе.

Для воспитания у детей любви к родной природе использую наглядные, практические, словесные и игровые методы.

Формы организации работы с детьми по воспитанию у детей любви к родной природе :

Познавательные занятия

Наблюдения

Беседы

Прогулки

Экскурсии

Трудовая деятельность

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Игровая деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Праздники, развлечения

Выставки художественного творчества

Работа с родителями

Воспитание у детей любви к родной природе начинается с предметно – развивающей среды детского сада (уголок природы, прогулочная площадка). Уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На прогулочной площадке растут деревья, кустарники, трава и цветы.

Основная форма организации работы с детьми по воспитанию у детей любви к родной природе - это наблюдения, которые проводятся ежедневно: из окна, в уголке природы и на прогулке.

Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе родного края.

Прогулки также широко используются для воспитания у детей любви к родной природе. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках использую наблюдения, труд и игровую деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытно-экспериментальной деятельности. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто использую чтение художественной литературы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.

Детям нравится рассматривание иллюстраций. Использую картины из серии «Времена года», «Домашние животные», «Лесные животные» и т. д.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

В группе проводятся выставки детского художественного творчества и участие в конкурсах на экологические темы.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Дети очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, воспитателей, от радости общения с природой, которую мы даём нашим детям. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта воспитателя – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Охранять природу — значит охранять Родину.

Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

(Пришвин М. М.)

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям, как к части природы. Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет ходить и говорить, дети удивительно внимательно реагируют на явление природы : закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Именно поэтому воспитание сопереживания и сострадания должно происходить через виды деятельности, доступные дошкольникам: рассматривание репродукций картин с пейзажами, натюрмортами и, конечно, чтение литературы : прозы и стихов.

«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т. д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…».

В. Бианки

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие «почему?», «зачем?», «откуда?». Детская книга о природе используется мной в воспитательных и познавательных целях. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. При чтении художественных произведений о природе у детей воспитываю интерес к ней, чувство красоты. С этой целью, в своей работе использую произведения В. Бианки «Кто, чем поет». «Чьи это ноги» М. Пришвина «Золотой луг», «Разговор деревьев», И. Соколова-Микитова «От весны до весны», С. Я. Маршака «Круглый год», К. Д. Ушинского и др. Так, из произведений В. Бианки дети узнают о том, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Произведениями «Синичкин календарь», «Наши птицы» знакомлю детей с сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира. У них появляется желание помочь животным и птицам зимой и весной, сохранить и сберечь их летом и осенью. Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.

В современном мире, где с каждым днём все больше становится гаджетов облегчающих жизнь человечеству, книги занимают, далеко, не первое место. Любой рецепт, статью, произведение мы уже ищем в интернете, а не в печатном издании. Современные дети и мы взрослые, все больше и больше времени проводим за компьютерами, телефонами, перед телевизорами.

Заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное, в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность, обучает беречь природу, ценить её красоту и взаимодействовать с нею.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому.

Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Отчет о работе по проекту «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой» «Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

Проект «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой» Тип проекта: познавательно – творческий; Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги группы Курзова О. М., Левина В. В. ,.

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чтение детской природоведческой литературы о природе и любви к Родине
Опубликовано: 9 июня 2022 в 23:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чтение детской природоведческой литературы о природе и любви к Родине» (включая файлы) размещена пользователем Горелова Надежда Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД