Ольга Курзова
Отчет о работе по проекту «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда» В. Бианки
Удачной находкой в работе с детьми и родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это не только обучение и воспитание ребенка через деятельность, но и вовлечение родителей в образовательный процесс. В 2017 – 2018 учебном году нами запланирован и осуществлён проект : «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой».
Публикация «Отчет о работе по проекту „Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Тип проекта : познавательно – творческий;
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги группы, родители, специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, библиотекарь МБУК «Мончегорская центральная библиотечная система» Центральная детская библиотека.
Продолжительность проектной деятельности : средней продолжительности;
Цель проекта :
1. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.
2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его познавательного интереса к природе по средствам произведений Нины Михайловны Павловой.
Задачи:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями.
2. Организовать различные виды деятельности, способствующие формированию у детей интереса к произведениям детской писательницы Павловой Н. М. ;
3. Совершенствовать умение слушать и понимать произведения о природе, пополнять детский опыт особенностями живых организмов.
4. Учить детей применять полученные знания по уходу за растениями и защите природы в самостоятельной деятельности.
5. Используя продуктивную деятельность повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, библиотекаря.
6. Заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.
7. Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
8. Воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
Актуальность:
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств, как в жизни родителей, так и их детей, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. А ведь, именно, процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Именно поэтому на сегодняшний день актуальна проблема возрождения семейного чтения. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Поэтому семейное чтение должно стать важной частью повседневной жизни и частью культуры каждой семьи.
Гипотеза:
Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение помогает ребёнку усваивать материал, развивать речь, память, мышление. Необходимо сформировать у ребенка потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Если взрослыми, создать условия для познавательной, творческой, исследовательской деятельности по содержанию прочитанных природоведческих произведений, то у детей повысится интерес к познанию природы, они приобретут умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности. Природоведческая книга будет способствовать формированию гуманного отношения к природе, поддерживать в детях ощущение «взрослости» и на этом основание вызовет у них стремление к решению новых, белее сложных задач познания, через самостоятельный способ ознакомления с природой.
Реализация проекта :
При подготовке к проекту мы изучили литературу, рекомендованную программой детского сада: это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова,
Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Серовой и др., но вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми мы решили познакомить детей и родителей. К выбору природоведческой литературы надо относиться очень серьёзно и ответственно, она должна быть понятна и доступна детям, учить глубже, всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Опираясь на опыт работы с детьми, мы решили использовать в проекте произведения Нины Михайловны Павловой.
Книги Н. М. Павловой для детей всегда научно достоверны. Вопросы опыления, питания, мимикрии, роста растений, взаимосвязи растений и насекомых, целесообразности и борьбы за существование в природе решаются писательницей на конкретном материале биологической науки. У читателя создается верное представление о жизни растений определенного вида. Писательница убеждает читателя в том, что у каждого отдельного растения — своя жизнь. В одном из ее рассказов есть такое рассуждение: «Вот удивительно! — сказала Пчела. — Живешь корешок к корешку; и все-таки у каждого свой мир!». Это удивление Пчелы вызвано сменой цветов на лугу, но может быть отнесено и к другим растениям, которые живут «корешок к корешку» и тем не менее очень различны по своему образу жизни. Вот эти разные судьбы растений и прослеживает писательница, умея раскрыть в каждой судьбе растения что-то свое, только ему свойственное.
Мир растений Н. М. Павлова рассматривает с разных точек зрения, смотрит на мир природы разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы («В две смены», то глаза Бабочки-Крапивницы («На козьей Иве», то глаза Котенка («В сумраке леса», то глаза маленькой девочки («Две сказки», то глаза двух синичек («Вечнозеленый лес», то глаза Сокола Сапсана («Разными глазами», то глазами Зайца («Февраль»). Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всем своем многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, когда ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления.
Мы понимали, что успех проекта «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой» не возможен без активного участия взрослых: родителей и сотрудников детской библиотеки.
При составлении плана работы мы, совместно с библиотекарем Ольгой Юрьевной разработали мероприятия, которые осуществили в рамках проекта :
• экскурсия в Мончегорскую центральную детскую библиотеку: «Здесь живут книги»;
• образовательная деятельность: Презентация для детей по рассказам Н. М. Павловой :
«Жёлтый, белый, лиловый»; Презентация по рассказам Н. М. Павловой : «Зимние сказки»;
• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры.
За 2-3 дня до экскурсии предложили детям почитать прироведческую литературу Н. М. Павловой. Ищем произведение в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность, ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку).
Дети узнали, для чего нужна библиотека; познакомились с отделами библиотеки; с правилами поведения в библиотеке; познакомились с правилами обращения с книгой. В ходе экскурсии внимание детей было обращено на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке. Все интересно. Все приковывает взгляд.
Библиотекарь знакомила детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски, энциклопедии и др., но самое главное по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).
Затем дети отправились в путешествие по творчеству Н. М. Павловой. Вот уже более 120 лет её произведения радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых. Путешествие по библиотеке завершилось показом мультфильмов и проведением игр. Все ребята пообещали быть хорошими и аккуратными читателями и часто приходить в гости в книжное царство. Таких встреч по проекту было запланировано 3, все они прошли, в непринужденной обстановке, дети провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового и неизученного в этом «доме-хранилище книг» - библиотеке.
Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. Начали свою работу с того, что провели анкетирование родителей и встречу на тему «Семейное чтение природоведческой литературы». Целью было привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Работа с родителями :
• оформление папки-передвижки: «Семейное чтение» с целью передачи семейного опыта по приобщению детей к художественной литературе;
• наглядное информирование: консультации: «Чудо природы», «Берегите птиц», «Исчезающие растения», «Как читать с детьми книги о природе», «Литературное образование ребенка в семье».
• родительские встречи: «Книжка своими руками» - изготовлению рукописных книг, «Моя первая сказка» - как правильно придумать и записать детскую сказку или рассказ.
• традиция «Гость группы» : Наталья Николаевна (бабушка Саши Кругликова, Татьяна Борисовна Горошкова (бабушка Вари Горошковой, Наталья Николаевна Муратова (мама Даши Березиной, Татьяна Бунеева (сестра Максима Петренко).
• репетиции с родителями в драматизациях литературных произведений.
Родители - дети
• выставка масок персонажей сказки «Зимняя пирушка»;
• выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
• новинка группы: «Книга напрокат» - обмен природоведческой литературой между родителями группы и между педагогами и родителями. Главное условие, что утром дети должны поделиться своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Результатом такой работы стало то, что родители стали более внимательно относится к своим детям, пониманию важности экологического воспитания для формирования личности ребенка. Они стали более активными в жизни деятельности детского сада, понимая то, что это нужно для их ребёнка и является их участие положительным примером. Ещё хочется отметить, что наши походы в библиотеку не остались не замеченными. Ольга Юрьевна (библиотекарь, приглашала приходить в библиотеку с родителями и брать понравившиеся им книги на дом для чтения. Родители являются активными читателями Городской центральной детской библиотеки (7 семей) и участвуют в мероприятиях проводимых библиотекой: Зирка, Горошковы, Пацюк, Митенёвы, Петренко, Полежаевы, Зерновы.
Работа с детьми :
• Через непосредственно-образовательную деятельность: чтение произведений Н. М. Павловой; продуктивная деятельность; коррекционная деятельность.
• Пополнение книжного уголка в группе: произведения Н. М. Павловой : «Мышонок заблудился», «Нежеланный гость», «Жёлтый, белый, лиловый», «Луковица с радостью», «Живая бусинка», «Хитрый одуванчик», «Зимние сказки». Рукописная книга о природе : «Царство грибов» (сказки сочинённые детьми); Книжки-малышки – детское творчество.
• утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (совместное чтение родителей и детей произведений Н. М. Павловой);
• игры-драматизации по сказке: «Мышонок заблудился», «Миллионы, миллионов и одна снежинка»;
• дидактические игры: круги «Луллия» - «Земляничка», «Нежеланный гость»; Дидактическая игра: «Цветочное лото» (цветы из прочитанных произведений, «Маленькие помощники» (насекомые).
• дневные литературные чтения;
• создание книжных выставок: «Книги Н. М. Павловой в моей семье»;
• мастерская по изготовлению творческих работ : «В живой комнате» - Горошкова Варя; «Находка» - Каравачёв Слава; «Жёлтый, белый, лиловый», - Полежаева Настя; «Нежеланный гость» - Пацюк Ева; «Мышонок заблудился» - Шайтанова Оля.
Пластилинография по произведению : «Жёлтый, белый, лиловый» - «Полевые цветы».
• Исследование по произведению «Луковица с радостью» (ведение дневник наблюдений).
Виртуальное наблюдение: «Жизнь одуванчика», проверить предложенное наблюдение летом.
Итоговые мероприятия проекта :
• книжная выставка «Познаём природу» (по произведениям Н. М. Павловой);
• открытое мероприятие с участием родителей: литературная викторина – «Юные читатели».
• рукописные книги: «Кто, кто в грибочке живёт?»; «Посмотри и расскажи»; «Грибные истории»; «Евины книжки-малышки».
• выставка рисунков по прочитанным произведениям Н. М. Павловой в Детской библиотеки: «Друзья природы».
• выставка творческих работ в технике «пластилинографии» : «Жёлтый, белый, лиловый»
• создание педагогами и специалистами группы многофункционального лепбука: «Окно в природу».
Подводя итоги работы по проекту : «Семейное чтение природоведческой литературы Нины Михайловны Павловой», можно отметить: у детей повысился уровень сформированности знаний о природе, появился интерес к живому и растительному миру и к чтению детской художественной литературы. Дети стали наиболее отзывчивы к явлениям, происходящим в природе, наблюдательны.
Родители не остаются равнодушными к нашим начинаниям, они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.
Можно сделать вывод, что специально организованная работа с использованием детской художественной литературы способствует формированию природоведческих, научно-достоверных знаний. Повышает компетентность членов семьи в вопросах экологического воспитания детей. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От нас в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.