Ряснянская анастасия
Средства и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют : занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Публикация «Средства и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, применение средств и методов в работе, для достижения положительного результата в работе.
В качестве средств развития творческих способностей у ребенка можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения.
Основные средства развития изобразительного творчества :
• Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация, и т. д.) - позволяет ребёнку присвоить позицию творца, позволяющей по -другому воспринимать мир и себя в нём.
• Драматургия (театральные постановки) – воспитывает в ребенке способность видеть красоту мира и искусства.
• Художественная литература- помогает воспитать эстетический идеал.
• Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы) – способствуют формированию восприятия, стремление к познанию нового, неисследованного.
• Музыка- способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
• Природа- заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности понимания детьми богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, и самим открыться ему всей душой.
• Окружающая предметная среда- повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника и её результативность
• Разнообразные виды игр- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности и что играя дети легко обучаются.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы. Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Методами развития изобразительного творчества являются :
• Игровые методы - использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. (создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к действиям детей, приемы «живая кисточка», «волшебный карандаш», «непоседливые краски» и т. д., социоигровой метод и др.) При использовании игровых методов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
• Наглядные методы- к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов, наблюдение, показ способов изображения и действий и т. д. Наглядный метод является одним из ведущих методов дошкольного обучения. Например, при рассматривании картин и других репродукций в учебном процессе детского сада происходит формирование художественного вкуса, а также эстетического сознания ребенка, что очень важно на данный момент развития общества. Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной, форм мышления, основных видов деятельности дошкольника- игры, изобразительной и трудовой деятельности.
• Словесные методы (метод беседы, метод сравнения картин и обсуждения, рассказ педагога, чтение художественной литературы и др.) Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает положительное влияние на воспитание ребенка, оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.
• Метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм (в качестве модели выступают картинки, фрагменты картин, силуэтные изображения значимых элементов картины)
• Метод проектов (оформление результата работы творческой деятельности в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.)
Таким образом формирование развития детского творчества невозможно без участия воспитателя, обогащение у детей представления об окружающем мире, развития воображения и т. д. зависит от того насколько правильно были подобраны средства, методы и приемы в работе с детьми. Важное условие развития творческих навыков у детей – является овладение навыками и умениями, усвоения знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.