Галина Шувалова
Способы воспитания эмоционально положительного отношения к человеку труда в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Способы воспитания эмоционально положительного отношения к человеку труда в старшем дошкольном возрасте
[/b]
Содержание:
1. Ознакомление с трудом взрослых. Экскурсии
2. Беседы
3. Художественные средства
Публикация «Способы воспитания эмоционально положительного отношения к человеку труда в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Воспитания эмоционально положительного отношения к человеку труда
осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Экскурсии.
Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В. И. Логинова, М. В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. Другие авторы (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Такой подход решает задачи трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности.
Беседы:
Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, в беседе воспитатель может знакомить ребёнка не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования негативного отношения у детей к лодырям и лентяям. Тем самым давать понимание о необходимости ответственного отношения к труду.
Художественные средства:
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький, высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность человека - труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Художник механических дел». «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач : дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской, в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова, наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Так же не стоит забывать о том, что формирование положительного отношения к труду взрослых в детском саду не должно реализовываться в отрыве от семейного воспитания. Необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом является значимым фактором трудового воспитания, если ребенок знает, чем занимаются его родные и близкие, он будет испытывать к ним уважение, и в связи с этим повышается авторитет к человеку-труженику в глазах подрастающего поколения.
С раннего возраста следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде. В. А. Сухомлинский писал «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство»