Ирина
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
(из опыта работы)
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Ребенок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Публикация «Консультация „Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по ознакомлению с окружающим. Как правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на закрепление этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация обучения не в форме занятия, а в форме партнерской деятельности со взрослым. Таким образом, перед воспитателем стоят следующие задачи:
- использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразную для познавательного развития ребенка в сочетании с другими видами деятельности;
- обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения);
- обеспечивать переход предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение;
- расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления.
Целевым ориентиром для воспитателя и критерием успешного продвижения ребенка является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста :
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему, зачем, как);
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение («потому что…»);
- стремится к упорядочению, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
- проявляет интерес к познавательной литературе;
- проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения, осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации.
В группе велась следующая поисково-познавательная деятельность :
- наблюдения;
- игры с песком и водой;
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по «реке времени».
Наблюдения проводились во время прогулок, прогулок-походов, экскурсий, а также в группе. Наблюдения проводятся в любое время года:
- за явлениями природы (ветер, снег, дождь, лед, метель и т. д.);
- за растениями и животными (исследовали с детьми почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, описывали их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики) : цвет, форма, поверхность, край листьев, лепестков, запах. Вместе с детьми определяли на ощупь, пробовали на вкус;
- за неживой природой (песок, глина, земля, торф, камни). Наблюдали с детьми свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду; глины – вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду. Велась работа по ознакомлению использования глины и песка в строительстве. Песок используется в песочных часах. Широкое использование глины на производстве различных игрушек, посуды и т. д.
- за насекомыми (наблюдали вместе с детьми за опылением насекомыми весенних сережкоцветных и первоцветных растений и выяснили как происходит опыление в течение 5 минут. После наблюдения дети рисовали по памяти насекомых и опыляемые ими растения, движения насекомых, подлетающих к цветкам и сережкам деревьев. Проводилась словарная работа по закреплению слов: сережкоцветные, первоцветные растения.
Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям детей. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, т. к. организуются на свежем воздухе в теплый период года. Дети познакомились со свойствами песка, научились действовать с водой. В итоге у них стали развиваться творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Дети строили бассейны, плотины, разыгрывали сюжеты: сплавляли лес по рекам, водили теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивали морские бои, праздники на воде, спортивные соревнования.
Для игр с водой широко используем плавающие игрушки: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушками-самоделками.
Проводились экскурсии в лес, на луг, Волгу. Обращала внимание детей на пышное разнотравье, на разнообразие насекомых, пение и щебет птиц, учила детей распознавать съедобные и несъедобные грибы; обращала внимание детей на движение воды (как образуются круги, волны).
Опытно-экспериментальная деятельность с определенной целью (выделить свойство, качество предметов и явлений).
Опыты проводились как на занятиях (специально организованной деятельности, так и вне занятий. Это освоение причинно-следственных связей и отношений. Опыты проводила следующие:
- на растворимость (вместе с детьми растворяли в воде акварельные краски, подсолнечное масло, сахар, соль. Сделали вывод: плохо растворяется соль);
- на плавучесть (деревянные предметы, железные, пластмассовые, пенопласт, камень, бумага и т. д. Выяснили, что железо тонет, а все остальные предметы остаются на поверхности воды);
- на измерение массы, длины, объема;
- на соединение (крахмал + кипяток, накаленное железо + холодная вода);
- на движение воды;
- на определение цвета в природе;
- на определение свойств металла и магнита;
- оптические эффекты: микро- и макромир;
- опыты с песком и глиной.
Опыт 1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать песок или глину. Что легче высыпать: песок или глину? Почему? Выяснили, что песок сыпучий, а глина слипается комочками, как песок. Вывод: песок – рыхлый в отличие от глины.
Опыт 2.
С помощью лупы рассматривали, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую, чем отличаются? Затем рассматривали глину. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. С помощью лупы рассматривали глину, растертую в порошок. Пылинки намного меньше песка (песчинок). Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
Возьмем палочку и «посадим» ее по очереди в стаканчик с песком и глиной. Представили, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку воткнуть в нее трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок – рыхлый.
Опыт 4.
Слепили из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представили, что мы делаем дождевых червячков. Затем вылепили таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получилось? Из песка колбаску – червячка слепить невозможно, шарики получаются непрочные. Шарики все-таки получились, аккуратно сложили на дощечке и оставили высыхать. Что с ними произошло при высыхании? Песчаные шарики распались, а глиняные стали сухими и крепкими. Из влажного песка слепили куличи с помощью формочек. Затем налили много воды и получилась жидкая-жидкая «каша-малаша». Вывод: глина лепится хорошо, а песок – нет. Хорошо лепится влажная глина.
Опыт 5.
Бутылка с песком, емкость с «грязной» примесью глины с водой. Наливали часть воды в бутылку и ждали, когда она просочится через песок. Сравнивали отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? Стала прозрачнее. Вывод: песок: это природный фильтр, он очищает воду.
Коллекционирование (классификационная работа) – это освоение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов. К ним относятся следующие:
- времена года (сезоны);
- мир растений;
- мир животных;
- виды минералов (камни);
- виды местности (природные ландшафты);
- виды транспорта;
- виды строительных сооружений;
- виды профессий;
- виды спорта.
Для классификационной работы вместе с детьми подбирали соответствующие картинки, затем наклеивали в альбомы. Дети научились находить черты сходства и различия между объектами. Пополняла словарь детей существительными, глаголами, прилагательными по следующим темам:
- домашние животные и птицы;
- птицы;
- лесные звери;
- водный мир;
- мир насекомых;
- животные жарких стран;
- животные Севера;
- фрукты;
- виды спорта;
- транспорт.
Все дети принимали активное участие в работе.
Путешествие по карте (пространство мира) – это освоение пространственных схем и отношений. В качестве материала использовали глобус и большую физическую карту полушарий. Вместе с детьми выбирали пункт назначения и подходящий для путешествия транспорт, намечали маршрут на глобусе. Путешествовали по нашей стране: сравнивали растительный и животный мир разных уголков России, изучали быт и занятия людей.
К путешествиям по карте относятся:
- изучение поверхности сторон света;
- океаны и их обитатели (подводный мир);
- северные земли и их обитатели;
- наша страна Россия;
- Африка;
- Австралия;
- Антарктида;
- Америка;
- Азия;
- Европа.
Путешествие по «реке времени» - это освоение временных отношений ( представление об историческом времени: от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д.). Для этого выполнила карту-панно, на которой прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» отметила несколько остановок: древность – старина – наше время в соответствии с историческими эпохами: древний мир – средневековье – современность. Начали с самого доступного для дошкольника обсуждения : как одевались люди раньше и сейчас. Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбирали вместе с детьми подходящие и наклеивали на соответствующих «остановках».
Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» необходимо постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними. Можно использовать для изучения следующие темы:
- история моей семьи;
- история огня (освещение и тепло);
- история сухопутного транспорта;
- история мореплавания и воздухоплавания;
- история письменности (книгопечатания);
- история коммуникации (почта);
- история профессий.
Таким образом, наблюдение, подведение итогов по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке, путешествия по карте и по «реке времени» способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать и отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль, у них постепенно стал возникать интерес к знаниям и появилась эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Список использованной литературы
Журналы
«Дошкольное воспитание»
1989. – № 6.
2001. – № 7.
2003. – № 7.
«Ребенок в детском саду»
2002. – № 1.
2003. – № 3.
2003. – № 5.
«Обруч»
1998. – № 2.