Папки-передвижки

Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей

Марина Каденская
Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на региональном научно-практическом семинаре.

Слайд 1.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и

граждане мира. Они будут творить историю».

А. С. Макаренко

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом кровно заинтересованно и общество. Ведь главное богатство нашего общества – человек, и не просто человек, а хороший, добрый. Плохой, злой человек не принесёт пользы обществу. Более того, он будет ему в тягость, так же, как и близким людям, прежде всего – семье.

Публикация «Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей» размещена в разделах

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется её педагогической культурой и воспитательным потенциалом. Особенно важно это для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, так как контакт таких детей с окружающим миром сужен, и здесь неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Слайд 2.

Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.

Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании.

С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.

Слайд 3.

В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:

· когнитивный компонент – определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье;

· операционный компонент – осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье;

· коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; умение предупреждать и решать конфликты;

· рефлексивный компонент – умение анализировать собственные действия, поступки и состояния; оценивать причины успехов и неудач; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;

· эмоциональный компонент – умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность родителей к эмпатии (способность уметь понять и почувствовать чужие переживания, сочувствию и сопереживанию.

Слайд 4.

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

В нашей группе воспитываются дети с нарушениями зрения. Таким детям требуется особый подход, особые приемы и методы воспитания и развития. Родители наших воспитанников - это специфический контингент, требующий особого внимания и подхода. Среди них встречаются те, кто не замечает и не принимает зрительный дефект своего ребенка, есть такие, которые слишком опекают своего ребенка и стараются сделать все за него, не понимая, что в конечном итоге они не смогут прожить жизнь своего ребенка за него. Есть и адекватные родители, вполне осознающие проблему и стремящиеся сделать все возможное и даже невозможное для полноценного развития своего ребенка.

Слайд 5.

Цель нашей совместной работы (учителя – дефектолога и воспитателей) с родителями повысить уровень их педагогической культуры, который позволит сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка с ОВЗ в единстве с образовательным учреждением.

Слайд 6.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

• вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития детей с ОВЗ;

• научить их эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

• сформировать адекватную самооценку.

При взаимодействии с родителями мы стараемся дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Слайд 7.

Основа формирования педагогической культуры родителей реализуется через разнообразные формы взаимодействия: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные:

Слайд 8.

• анкетирование, тестирование, опрос с целью изучения родительского мнения по разным проблемам;

• индивидуальные беседы и консультации – работа с конкретной семьей с целью разбора конкретной ситуации и способа выйти из нее, установление партнерских отношений;

Слайд 9.

• тематические родительские собрания – обсуждение одинаковой проблемы между несколькими семьями (как по запросу родителей, так и по плану учителя-дефектолога, исходя из потребностей группы);

• деловые игры, позволяющие научиться быстро принимать верные решения и вовремя исправить свою ошибку, поддерживающие уверенность в собственных педагогических возможностях;

• дискуссии - в ходе, которых родители сами переживают конкретные ситуации;

• семинары-практикумы – предлагаются эффективные способы взаимодействия, объединение усилий для развития и обучения детей;

• проектная деятельность

• дни открытых дверей

• праздники – создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• совместная подготовка детей к участию в конкурсах;

Слайд 10.

• журнал для родителей, стенгазеты – расширение сфер участия родителей в жизни группы и сада;

• инфостенд, папки-передвижки - повышение педагогической культуры родителей.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.

Хочу рассказать о наиболее ярких моментах в работе с родителями.

Слайд 11.

Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребёнка, его трудности.

Слайд 12.

Активно участвуют в мероприятиях, проводимых в группе и в учреждении. С удовольствием готовят совместно с детьми поделки к выставкам. Традиционными стали поделки из овощей и фруктов для выставки «Осенние фантазии», композиции к Новому году.

В группе мы организуем совместные викторины, в которых родители становятся активными участниками наравне с детьми – «Путешествие по сказкам Чуковского», «Знатоки сказок», «Красный, желтый, зеленый». С удовольствием родители посещают и различные развлечения «Здравствуй масленица», «Мамины посиделки», «Защитники Отечества» и другие.

Слайд 13.

Большую работу проводим по привитию у детей интереса и любви к художественной литературе, сказкам. Родителями в группе оформлен альбом рисунков «Моя любимая сказка», провели конкурс книжек малышек по фольклору. Результатом которого стали выставки: «Книжки моей бабушки» и «Деревянные потешки» в мини – музее «Горенка».

Слайд 14.

Гордость нашей группы мини-музей «Горенка», при организации тематических выставок многие экспонаты приносят родители. Огромный плюс нашего мини-музея – дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Дети получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для родителей и воспитанников других групп.

Слайд 15.

Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в детском экспериментировании и проектной деятельности. Именно совместные проекты с родителями и детьми дают очень хорошие результаты. Ведь работая над совместным проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме - лучше узнать его.

Слайд 16.

В настоящее время мы работаем над проектом «Ловкие пальчики». У большинства детей с ОВЗ отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, зрительной и двигательной памяти, мышления и речи.

В рамках проекта одно из мероприятий - «Чудесное превращение пуговки». Вот такие работы выполнены родителями с детьми.

Проект частично снимает стереотипы, на которые опираются простые люди при виде детей с ОВЗ и позволяет создать ту благоприятную атмосферу толерантности и сотрудничества, которая помогает детям интегрироваться в современное общество, создает условия для изменения сознания микросоциума, т. е. родителей и детей, посещающих общеобразовательное учреждение.

Большие помощники наши родители в изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр. Когда игра пополняется, то вносится своеобразная новизна и в игровые действия, игра становится содержательнее, увлекательнее.

Слайд 17.

Огромной популярностью у родителей пользуется журнал «Золотые ребятишки». Каждый номер журнала посвящен определенной теме, в нем можно найти практические советы по воспитанию детей, методику проведения игр и занятий, поучительные истории и сказки, увидеть фотографии своих детей, прочитать их высказывания.

Слайд 18.

Повышение педагогической культуры родителей - длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

· гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

· взаимодействие участников образовательного процесса;

· интеграция и дифференциация целей, задач, направленных на воспитание и развитие детей;

· единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

· многообразие форм работы с родителями;

· стимулирование родителей к сотрудничеству;

· конфиденциальность и добровольность.

Слайд 19.

Делаем вывод, что от семьи зависит будущее и успех ребенка, поэтому важно, чтобы родительская культура была на высоком уровне и родители, особенно воспитывающие детей с ОВЗ, были максимально компетентны со всех вопросах и имели основную педагогическую базу, которая поможет им в воспитании своего потомства.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.

2. Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М. : УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010. 136 с.

3. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М. : УЦ Перспектива, 2011. 152 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Из опыта работы учителя-дефектолога Марининой Ольги Владимировны в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Работу в коррекционной.

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения (продолжение) 6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень.

Анкета для родителей о работе учителя-дефектолога Анкета «Удовлетворенность родителей работой учителя-дефектолога ДОУ» Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы по пятибалльной.

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с глухими и слабослышащими детьми второго года обучения .

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога Игровые технологии в практике работы учителя- дефектолога. Подготовила Иванова Н. А. учитель – дефектолог, ГБДОУ № 13 Приморского района.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Перспективный план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: 1. Создание педагогических условий, оптимальных для освоения детьми с ОВЗ Программы,.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Специфика общения учителя-логопеда с родителями Педагогическое общение — взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей
Опубликовано: 20 марта 2018 в 23:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Каденская (УИ 243032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД