Ольга Маринина
Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение)
6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Публикация «Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Темочки
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у детей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой материал усваивается более эффективно.
Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. При выполнении гимнастики для глаз прежде всего необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.
Гимнастика для глаз может проводиться с предметами, например, работа с расположенными на стенах карточками. Дети отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.). Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку, пчелку или персонажа по теме и отправиться в путешествие.
Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.
7. Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
8.. Кинезиологические упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.
9. Корригирующая гимнастика направлена не только на избавление от какого-то отдельного недуга, но и на исправление большей части организма человека. Корригировать (с латинского) - означает исправлять. Упражнения корригирующей гимнастики могут помочь при несовершенстве фигуры, плоскостопии, сколиозе и многом другом.
10. Гимнастика пробуждения (бодрящая) – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию и при правильном руководстве имеющих оздоровительный характер.
11. Точечный массаж - полезная процедура, благодаря которой, воздействуя на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья ребенка, остановить болезнь и укрепить иммунитет.
12. Цветотерапия - восприятие цвета и его применение очень важно в различных областях жизни. Дети приобретают сенсорный опыт восприятия и выделения такого важного свойства предметов, как цвет, расширяется кругозор и ориентировка в манипулировании с цветом и умении свободно им пользоваться при создании изображения.
13. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности незрячего или слабовидящего ребенка в общество, развитие его творческих способностей. Это не только из форм познания детьми себя, людей, окружающего мира, но и лечение их через литературу словом и посредством слова.
14. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают: активную и пассивную, успокаивающую или стабилизирующую музыку, как формы музыкотерапии. Слушание музыки с выполнением психо - гимнастических этюдов по методике М. И. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
15. Психо - гимнастика - коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы, обеспечение разрядки эмоций, создание возможностей для самовыражения, развитие выразительной моторики, воображения.
16. Самомассаж - стимулирует работу внутренних органов; укрепляет кисти рук, фаланги пальцев, активизирует их работу. Развивает мелкую моторику рук.
17. Физическая культура - часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
18. Физический досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений и оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.
19. Спортивные праздники - веселые развлечения для детей и родителей, способствующие повышению интереса к физической культуре и привитию интереса к активному образу жизни.
20. Прогулки в детском саду - это один из основных моментов, который направлен на общее укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, а также физическое, умственное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие детей.
Главное в работе педагога по сохранению и стимулированию здоровья дошкольников в образовательной деятельности – это комбинация элементов инновационных здоровьесберегающих технологий, позволяющих превратить саму образовательную деятельность в здоровьесберегающую.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье.
Оно включает в себя многие направления: консультативное (групповые и индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями, анкетирование.
-просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения, беседы с медиками и специалистами, интернет – ресурсы.
-выступления на родительских собраниях, беседы, презентации, стенды, выставки литературы, дидактических пособий, детских работ; мастер-классы, проектная деятельность; участие родителей в конференциях.
-обратная связь: задания на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний, презентации родителей. Привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Огромное значение я отвожу доверительным беседам с родителями; работе уголка «Тифлопедагог советует» (где размещаются гимнастики для глаз, пальминг, офтальмотренаж, физминутки, пальчиковые игры, консультации; памятки, советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей);
Наряду с традиционными формами все большее применение находят нетрадиционные формы работы.
Взаимодействие дошкольно - образовательной организации с семьёй рассматривается с позиций фасилитации, направленной на облегчение, снятие барьеров на пути развития родителей как субъектов воспитания, осознанного родительства. Новая философия в работе с семьей определяет акценты активного участия родителей в жизни ребенка в детском саду. Единство требований, преемственность и непрерывность в воспитании в детском саду и семье будет являться результатом и показателем эффективности совместной работы.
Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к решению проблем в развитии и воспитании детей с нарушением зрения.
В наш детский сад дети попадают по направлению врача-офтальмолога, через ПМПК. Это дети с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия, астигматизм. В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими познаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды. Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи.
Исходя из выше сказанного, работа с родителями проводится по следующим направлениям:
- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение организовать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка, правильно подбирать игры для детей);
- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Свою работу с родителями я начинаю с традиционного родительского собрания, в ходе которого знакомлю родителей с программой работы с детьми по коррекции нарушений зрения и обязательно провожу экскурсию в кабинет учителя-дефектолога. Оформление кабинета и его оснащение дидактическими играми впечатляет родителей и эмоционально настраивает их на положительный результат намеченной совместной деятельности. Основная цель экскурсии — это демонстрация возможностей развивающей среды. Так же и в группе мы знакомим родителей с игровыми центрами; рассказываем о значении и использовании в работе зрительных тренажёров, различных пособий и дидактических игр для детей с нарушением зрения; информируем о наличии информации в родительском уголке и в уголке тифлопедагога. Медсестра - ортоптистка в свою очередь тоже знакомит родителей в лечебном кабинете с лечебной аппаратурой, где подробно рассказывает об использовании аппаратов для лечения детей.
Несмотря на то, что родители очень довольны тем, что их ребенок посещает коррекционную группу, нам приходится объяснять родителям необходимость ношения ребенком очков и соблюдения режима ношения ребенком окклюдора, так как не полностью осознавая, особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, они нарушают эти требования, либо идут на поводу у детей, потакая их капризам и нарушают режим и правила лечения (снимают окклюдор раньше времени). Наша задача состоит в том, чтобы объяснить родителям физические особенности зрительного анализатора их детей в зависимости от диагноза, а так же показать и доказать насколько важно ношение очков, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-дефектолога для здоровья детей. Мы объясняем какие трудности физического и психологического характера испытывают дети при ношении окклюдора, и как родители могут им помочь в этот сложный период. Выполнение родителями наших рекомендаций, облечивание детей на аппаратах, регулярное посещение детского сада, воспитательно-образовательный процесс дают хорошие результаты по повышению остроты зрения у детей.
Общаясь с родителями индивидуально, получаем возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Адресная помощь происходит как по запросу родителей, так и по инициативе учителя-дефектолога и воспитателей. Родителям всегда интересно узнать, как их ребенок провел день в детском саду и какие у него успехи. Я стараюсь по возможности побеседовать с каждым родителем и вижу, как они рады каждому даже самому маленькому успеху своего ребенка.
Родители должны понимать, что при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий может привести к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно закрепить результаты лечения в период начального школьного обучения, и эта задача полностью ляжет на плечи родителей. Знания, полученные от специалистов ДОУ, помогут им справиться с этой задачей.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога.
За долгие годы работы многое делалось для организации предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога. Многие дидактические игры и пособия изготовлены своими руками.
На данный момент дидактическое обеспечение кабинета соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы.
Демонстрационный и раздаточный материал соответствует зрительным возможностям и возрасту детей, эстетически и качественно выполненный. Состоит из подлинных муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов. Это способствует не только эффективному решению поставленных задач, но и повышению интереса детей к занятиям.
Для проведения коррекционных занятий с детьми кабинет дефектолога оборудован в соответствии с гигиеническими (в том числе и офтальмо-гигиеническими требованиями, оснащен необходимым оборудованием, укомплектованы игровыми и коррекционно-развивающими пособиями (мольберт, ковролинограф, настольные игры, авторские дидактические игры и т. д., техническими средствами обучения, такими как CD- проигрыватель, ноутбук, лупы.
Образовательное пространство в кабинете учителя-дефектолога благодаря разнообразию материалов, оборудования, инвентаря, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей. В кабинете возможна трансформируемость пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Наличие маркеров игрового пространства, ширм, предметов-заместителей, предметов, не закреплённых жёстким способом, делают пространство кабинета полифункциональным. Вариативность развивающей предметно-пространственной среды кабинета обеспечивается наличием разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодически появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Большинство игр, игрушек, материалов и пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, находятся в свободном доступе для воспитанников и соответствуют требованиям безопасности их использования. Очень много дидактических игр сделано своими руками с любовью и фантазией.
Главная цель и результаты работы.
Мою педагогическую концепцию я выражу фразой: «Делай хорошо то, что ты любишь и умеешь делать!»
Я люблю свою работу и рада, что судьба дала мне возможность каждый день соприкасаться с детством. Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы : воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». По определению Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье это состояние полного физического, психического и нравственного благополучия». И это самая главная наша задача! Коллективом детского сада делается все возможное, чтобы наши выпускники, вышли из детского сада подготовленными к обучению в школе.