МААМ-картинки

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Ирина Щепетинникова
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену опытом в работе с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст к презентации по теме:

Слайд № 1. Детский сад № 9 «Солнышко» - ДОУ компенсирующего вида города Ефремова Тульской области.

Слайд № 2. Наше учреждение посещают дети, имеющие нарушения в речевом и психофизическом развитии. В ДОУ все группы логопедические.

Темочки:

Слайд № 3. Все более актуальным становится вопрос повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Контингент родителей, равно как и контингент детей с ОВЗ, имеет свои особенности, неоднороден по своему составу и требует достаточно высокой компетенции со стороны педагогов и специалистов.

Основные аспекты, которые мы сегодня рассмотрим:

Понятие педагогической культуры. Основные компоненты, определение уровня педагогической культуры.

Родители как равноправные участники коррекционно-образовательного процесса

Стратегия построения взаимодействия в едином коррекционно-развивающем пространстве. Этапы работы, принципы, подходы.

Особенности работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ

Важность проблемы

• Существующие и возможные трудности

Слайд № 4. Следует пояснить понятие «педагогической культуры», определить принципы ее развития.

Педагогическая культура родителей в социально-педагогическом широком смысле – составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.

В узком педагогическом смысле: педагогическая культура – уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

Итак, педагогическая культура отражает уровень усвоения сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Педагогическая культура родителей, имеющих детей с ОВЗ, рассматривается в ракурсе ПМПК – сопровождения и индивидуализации.

Слайд № 5. Каковы основные компоненты педагогической культуры? Это:

Когнитивный – это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейного воспитания; овладение знаниями о трудностях семейного воспитания, способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;

Операционный - осознанное овладение родителями методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье;

Коммуникативный - умение родителей создать положительный благоприятный климат и взаимопонимание в семье, а также предупреждать и решать конфликты;

Рефлексивный - умение анализировать собственные действия, поступки и состояния; оценивать причины успехов, неудач и способность увидеть себя глазами своего ребенка;

Эмоциональный – умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях, понять ребенка по особенностям его поведения, видеть его проблемы и оказать помощь; способность родителей к эмпатии и сопереживанию.

Когнитивный, коммуникативный и эмоциональный компоненты, при поддержке остальных, являются доминирующими при развитии педагогической культуры родителей.

Слайд №6. Уровень педагогической культуры определяется готовностью родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на педагогическом взаимодействии с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.

Он зависит от уровня образования родителей, их общей культуры, индивидуальных особенностей, собственной воспитанности, накопленного жизненного опыта.

К сожалению, в настоящее время существует проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах закономерностей развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, в определении целей воспитания. Также существует проблема непонимания в полной мере сложности процесса развития ребенка и ошибок в семейном воспитании.

Слайд №7. В развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную роль, а первостепенную и даже уникальную.

Процесс включения ребенка с ОВЗ в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.

Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания, неправильно считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются только на помощь специалистов образовательного учреждения.

Слайд №8 Поэтому именно в условиях групп ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности родители должны стать полноправными участниками коррекционно-развивающего пространства вместе с детьми и педагогами и специалистами (воспитателем, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).

К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на важность компенсаторной помощи, на опережающую подготовку ребенка, умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы развития.

Немаловажно выработать простую установку:

отмечать в развитии ребенка постепенные шаги в продвижении, малейшие достижения. открыто радоваться даже самым незначительным успехам.

Слайд № 9. Для повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует наметить стратегию работы по следующим направлениям:

1 этап - изучение статуса семьи, ее особенностей, системы детско-родительских отношений;

2 этап – создание алгоритма целей и задач, плана работы, построение модели взаимодействия с родителями по вопросу повышения педагогической культуры;

3 этап - организация и проведение мероприятий, способствующих повышению уровня педагогической культуры;

4 этап - анализ эффективности процесса формирования и повышения педагогической культуры

Слайд № 10. Необходимо руководствоваться следующими принципами:

• Гуманистическая ориентация

• Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса

• Интеграция и дифференциация целей и задач

• Единство педагогического просвещения и самообразования родителей

• Многообразие форм работы

• Стимулирование к сотрудничеству

• Принцип добровольности

• Принцип конфиденциальности

Использовать подходы:

• Личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный - в работе с детьми-инвалидами;

• Гуманно-личностный;

• Комплексный, при участии специалистов.

Слайд № 11. Основные формы и методы работы представлены на экране:

• Консультирование: индивидуальное и тематическое

• Родительские Клубы

• Семинары-практикумы

• Тематические диспуты

• Психологические тренинги

• Деловые игры

• Информирование (буклеты, интернет, информационные блоки, банк рекомендаций)

• Включение в проектную деятельность

• Дни открытых дверей

• Совместные праздники

Особое внимание в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, занимает индивидуальное консультирование. Его главная задача – дать родителям более глубокое, объективное представление о проблемах ребенка, его личностных особенностях, определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы для дальнейшей социальной адаптации такого ребенка.

Немаловажными являются психологические тренинги как помощники общего психологического сопровождения, а также информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, возможных методах и содержании компенсаторной работы. Все это формирует предпосылки для возникновения у родителей осознанного желания помочь своему ребенку и мотивационную компетенцию.

Слайд № 12. Проектная деятельность также стала одним из важных подходов при формировании педагогической культуры. Совместная деятельность и заинтересованность в достижениях детей стали побуждающим мотивом к реализации творческих замыслов и возможностей. В подготовительной группе осуществлялся кратковременный детско-взрослый комплексный проект «Мотивы осени».

Слайд № 13. Целью проекта было: создание педагогических условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

Особенности проводимой работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ заключаются в следующем:

• в возрастающей роли организации ПМПК – сопровождения

• в формировании у родителей правильного отношения к процессу воспитания, развития и коррекции в условиях детского сада и семьи

• в повышении педагогической культуры применительно к существующему контингенту родителей здесь и сейчас

• в формировании максимальной заинтересованности в достижении результатов коррекционно-развивающей работы

Важность проблемы заключается в том, что

• к сожалению, наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ;

• особый ребенок, ребенок с ОВЗ и соответственно особая позиция родителей таких детей - в центре внимания педагогов и специалистов дошкольного учреждения;

• проекция педагогического, просветительского воздействия на осознанность родителя, развитие воспитательного потенциала, повышение общей и педагогической культуры выступают как залог успешного сотрудничества семьи и ДОУ.

Существующие трудности:

• Принятие неоднородного родительского коллектива, личностных особенностей родителей, сложных семейных ситуаций;

• Индивидуализация работы с родителями;

• Выбор оптимальных подходов при осознанном и объективном оценивании контингента родителей группы в процессе совместного взаимодействия;

• Ведущая, решающая и направляющая роль остается за педагогами и специалистами;

• Планомерная поддержка родительской инициативы.

Слайд № 14. Важность разных форм сотрудничества с семьей, в том числе и повышение педагогической культуры, несомненно, велика в дошкольном возрасте, поскольку значение первых лет жизни ребенка определяет во многом всю перспективу его развития. Система отношений «педагог-родитель», «специалист-родитель» в нашем учреждении помогает семьям воспитанников решить их проблемы, в частности по речевому развитию детей.

Наша задача, как педагогов заключается в том, чтобы целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня педагогической культуры родителей. Важно сделать семейное воспитание не только радостным и успешным процессом, но и полноценно решающим задачи воспитания, развития, коррекции в единстве с ДОУ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование медиасредств в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ» В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. Одним из первых представителей медиапространства.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Идея разработки проекта «Школа для родителей»,.

Презентация для родительского собрания «Формирование культуры дорожной безопасности дошкольников и их родителей» Презентация для родительского собрания по ПДД "Формирование культуры дорожной безопасности дошкольников и их родителей". Данный материал.

Повышение педагогической компетенции родителей Повышение педагогической компетенции родителей. 1. Стадия накопления согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете,.

Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ Содействие семье через работу «консультативно – диагностический пункта по оказанию ранней помощи родителям детей с особенностями развития.

Родительское собрание «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей» Родительское собрание «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей группе» Форма.

Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов .

Статья «Основные обязанности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ на основе ФГОС» Основные обязанности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ на основе ФГОС. В соответствии с Семейным кодексом РФ родители несут ответственность.

Презентация пособия «Тактильная книга для детей с ОВЗ» Данное пособие поможет в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста со слабым зрением, а также для общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 09:15
+350Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щепетинникова (УИ 256068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 149.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД