Ольга Маринина
Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
учителя-дефектолога
Марининой Ольги Владимировны
в коррекционной группе
для детей с нарушением зрения
Публикация «Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Темочки
Работу в коррекционной группе со слабовидящими детьми я начала в 1992 году, одновременно с открытием в нашем детском учреждении 2 групп для детей с патологией развития органа зрения. В этот период коллектив педагогов впервые открытых коррекционных групп испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы :
1) недостаточная материально- техническая и теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (отсутствие специальной литературы);
2) отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;
3) отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям для работы с детьми со зрительной патологией.
Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы. Материал для работы я собирала из разных источников: из журнала «Дефектология», часто посещала ГУК «Областную специальную библиотеку для слепых». Закончила курсы повышения квалификации. Много занималась самообразованием и по сей день продолжаю самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Работа по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для тетей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду» помогла четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы.
Программой были определены следующие направления коррекционной работы :
- развитие зрительного восприятия;
- социально-бытовая ориентировка;
- коррекция нарушений речи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- ориентировка в пространстве.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; дифференцированного подхода к детям в зависимости от зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; обеспечения оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения. Конечной целью является стабилизация результатов лечения зрения и всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
В данное время работаю по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ разработанной мною в соответствии с Приказом МО и науки РФ от 17.10.2013г. №155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с учетом примерной основной образовательной Программой МДОУ, авторской программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. «Мозаика-Синтез», 2015г. ; с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду» Издательство «Экзамен», Москва, 2003г., и парциальных программ: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; «Я – Ты – Мы» под редакцией О. Л. Князевой; Региональной «Основы здорового образа жизни» под редакцией Смирновой. Программы разработаны для детей 3-4 лет и 4-5 лет.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный психолого - медико - педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Я являюсь председателем ПМПк детского сада. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Образовательная деятельность строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Все специалисты детского учреждения работают в тесном контакте друг с другом (учитель-дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный руководитель, врач офтальмолог, сестра - ортоптистка). Всестороннее обследование ребенка всеми специалистами охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. На каждого ребенка разработан Индивидуальный образовательный маршрут развития. Специфичность коррекционной работы состоит во взаимодействии и взаимосвязи коррекционной работы со всеми видами детской деятельности, всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка и системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
1. Единство диагностики и коррекции.
2. Приоритетность коррекции каузального типа.
3. Деятельный принцип коррекции.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
5. Комплексность методов психологического воздействия.
6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы начинается с изучения медицинской документации на ребенка и тесного общения с врачом-окулистом.
Учителю-дефектологу необходимо знать :
- остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка;
- сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка;
- изучить уровень развития зрительного восприятия у детей;
- выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения :
нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки,
отклонения в эмоционально-личностной сфере; уровень развития
предметных представлений;
-обследовать уровень развития мелкой моторики;
- изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления,
- определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.
Установление взаимосвязи
в работе с воспитателями специализированной группы
Главной задачей в работе с детьми является следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения и обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Совместно с воспитателями тщательно продумано и разработано комплексно-тематическое планирование по всем разделам программы. Для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы мною разработаны методики по всем разделам программы. Вся работа с детьми строится, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, при организации коррекционной работы на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Я, как учитель-дефектолог, работаю в тесной взаимосвязи с воспитателями группы. Рекомендации для воспитателей по закреплению изучаемых тем и проведению индивидуальной работы, заносятся в «Тетрадь по коррекции зрения во 2 половине дня». Ведется учет индивидуальной работы по коррекции зрения во 2 половине дня, проделанной воспитателями. А так же ведется учет прослеживания взаимосвязи в работе учителя-дефектолога, воспитателей и музыкального руководителя по разделам комплексно-тематического плана. Постоянно, совместно с воспитателями группы, работаем над созданием развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей необходимым требованиям программы, направлениям коррекционной работы и гигиеническим требованиям. Игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения занимает одно из ведущих мест в коррекционной работе. Много дидактических игр делается своими руками из подручных и бросовых материалов, отвечающих экологическим требованиям. Строго соблюдаются все рекомендации к организации педагогической деятельности: время проведения НОД, правила зрительной работы, правила посадки детей в зависимости от диагноза, остроты зрения и в соответствии с окклюзией; обеспечение достаточным освещением группового помещения и учебных центров, гигиенические требования.
С целью охраны зрения и общего здоровья детей, включаем в НОД динамические паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз, офтальмотренаж, пальминг, пальчиковые игры. Занимаемся подборкой физкультминуток, считалок, пальчиковых игр, игр с использованием нестандартного оборудования по темам. У каждого ребенка есть тетрадь по коррекции изобразительных навыков, книжки-раскраски.
Огромное значение уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Применение технологий способствует тому, что дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, улыбчивыми, доброжелательными, раскрепощенными, жизнерадостными и вся работа проходит с позитивным настроем. Технологии сохранения и стимулирования здоровья способствуют гармоничному физическому развитию. По коррекции эмоционально-личностной сферы мною разработана серия НОД.
Технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности:
1. ОО «Физическая культура»
2. Подвижные игры
3. Утренняя гимнастика
4. Динамические паузы
5. Бодрящая гимнастика
6. Физические упражнения на прогулке
7. Физкультурные досуги
8. Спортивные праздники
9. Упражнения для укрепления кистей рук
10. Гимнастика для глаз
11. Пальчиковая гимнастика
12. Дыхательная гимнастика
13. Релаксация
14. Физкультминутки
15. Самомассаж рук
16. Психогимнастика
17. Прогулки
18. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки
19. Музыкотерапия
20. Сказкотерапия
21. Цветотерапия
22. Точечный массаж
23. Корригирующая гимнастика
24. Кинезиологические упражнения
25. Стретчинг
1. Подвижные игры - это одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры -комплексность воздействия на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственно-эстетическое и трудовое воспитание. Оздоровительное значение обуславливается активными двигательными действиями детей.
2. Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья - проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно - профилактическую.
3. Релаксация - это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современной образовательной деятельности, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
4. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие функции.
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.
5. Дыхательная гимнастика. Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.
В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс и способствующие насыщению кислородом каждой клеточки детского организма, стимулирующие работу сердца, головного мозга и нервной системы, развивающие еще несовершенную дыхательную систему детей, укрепляют защитные силы организма. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.