Галина Малышева
Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 слайд
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Публикация «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
3слайд
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации : ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка
Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе :
диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;
организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
4слайд-
Принципы инклюзивного образования
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
5слайд-6-7-8
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.
9слайд
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
10слайд
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи снижены уровни развития памяти, внимания,мышления и восприятия. Отмечаются сложности в формировании пространственных, временных представлений, соотношение величины и количества. Можно констатировать значительный процент детей –логопатов со слаборазвитой, либо незрелой эмоционально-волевой сферой. Все перечисленные нарушения способствуют снижению социализации ребнка в коллективе сверстников и взрослых. Дошкольник испытывает сложности в установлении контактов,нередко возникают проблемы в том, что ребенок с речевыми нарушениями не может найти себе друзей,некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен. Он не умеет правильно
разрешать конфликтные ситуации в силу трудностей с подбором нужных слов, оформлением их в грамматическую форму и формированием связной фразы или предложения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (2 и3 уровня) в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому для эффективной коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи и социальной адаптации в группе сверстником, мы применяем модульное планирование работы
1. демонстрация достижений дошкольника в группе сверстников (произношение нового звука, рассказывание стихотворений, инсценирование сценок, представление проектов, изготовление творческих работ, успех при выигрывании в процессе речевой игры «Кто первый назовёт слово», «Кто больше запомнил слов» и т. д.). Подобные мероприятия помогают изменить отношение к самому ребёнку.
Такая форма совместной организации занятия позволяет расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Известно, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с ОВЗ дает высокие результаты.
Кроме того, используя такую форму занятий, особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. В этом и заключается основная идея инклюзивного образования.
2. Расширение коррекционного пространства и активное включение ребё нка жизнь общества:
• подготовка номеров для утренников, праздников, участие в театрализованной деятельности;
• мероприятия, в которых выступают дети: конкурс чтецов «Весёлые капельки», концерт посвящённый Дню инвалидов «Цветной калейдоскоп», защита проектов;
• участие в конкурсах (интернет конкурс МИР, конкурсы рисунков и творческих работ, фестиваль «Планета детства»).
3. Взаимодействие участников коррекционного процесса:
совметные мероприятия со специалистами, воспитателями и младшими воспитателями (организация проектов, интегрированных занятий, театрализованных спектаклей, сценических номеров в концертных программах, логоритмика, игровая артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
4. Особенности взаимодействия с родителями.
-- активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы : создание семейных альбомов, альбомов индивидуального словаря ребенка, подбор фотоматериалов для организация коррекционных занятий дома.
5. Проведение платных дополнительных услуг
Уроки логопеда
Кружок по обучению грамоте
Ритмика
Лошкари
Волшебная бумага
Фитболл
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность.