ВИКТОРИЯ БОНДАРЕНКО
Специфические особенности коммуникативно-речевых навыков у детей 2–3 лет с задержкой речевого и психоречевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Отдельных дефектов, связанных с нарушением только коммуникативно – речевых навыков, у детей 2 – 3 лет не рассматривают. В раннем возрасте выделяют два значительных нарушения: задержка речевого развития и задержка психоречевого развития.
Публикация «Специфические особенности коммуникативно-речевых навыков у детей 2–3 лет с задержкой речевого и психоречевого развития» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.
Задержка психоречевого развития у детей выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного формирования, сопровождаемом притормаживанием речевого прогресса.
В психолого-педагогических исследованиях накоплен значительный объем важной информации по проблемам изучения и обучения детей с задержкой речевого и психоречевого развития (О. Е Громова 2003, Т. В. Волосовец, 2000, Л. H.Галигузова, Е. О. Смирнова, 1992, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др., 1999, Ю. Ф. Гаркуша, 1999, И. С. Кривовяз, 1995, приходько, Л. Г. Садовникова, 2001, Л. С. Цветкова, 1998). В исследованиях, посвященных изучению детей с задержкой речевого (ЗРР) и психоречевого развития (ЗПРР) в раннем детстве, приводятся отдельные общие положения и факты, однако фундаментальных обобщающих работ, рассматривающих задержку речевого и психоречевого развития, к сожалению, пока нет. Фрагментарность диагностического материала для детей с замедленными темпами речевого и психоречевого развития и отсутствие единой обобщающей базы о видах и типах ЗРР и ЗПРР не позволяют проводить эффективную целенаправленную дифференцированную коррекционную работу.
По мнению Громовой О. Е. : «В практической логопедии достаточно часто происходит неправомерное сужение ЗРР, которое трактуется как нарушение темпа речевого развития, в большинстве случаев имеющее тенденцию к спонтанной нормализации. [11, c.106].
Общие признаки нарушений коммуникативно речевых навыков у детей 2 – 3 лет с ЗРР и ЗПРР:
• Дети не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями.
• Невербальные средства коммуникации имеют низкий уровень развития – некоторые дети применяют жест «привет» или «пока», указательным жестом дети чаще всего не пользуются, жест «согласие / несогласие» не сформирован.
• Дети частично понимают речь взрослого, чаще всего детьми воспринимается та информация, которая знакома и часто используема, новая информация, виды просьб, инструкции не воспринимаются.
• Дети в своей активной речи используют только отдельные неполные слова, не понимают значение прилагательных, обобщающих или же вовсе общаются на уровне криков обозначающих неодобрение / удовольствие.
• Дети понимают только простые инструкции (одно действие) или же вовсе не понимают их.
• Форма общения вопрос – ответ не присутствует в речи.
• Навыков диалогической речи нет.