наталья легусова
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее десятилетие увеличилось количество таких учащихся практически в 2 раза. И особую группу занимают школьники с задержкой психического развития (ЗПР).
Для обучения таких детей интеграция массовой и специальной образовательной системы является ведущим направлением в образовании. На сегодняшний день инклюзивное образование является практически единственным способом реализации прав детей с ограниченными возможностями на получение образование, и как следствие, счастливое будущее. В мире детям с ограниченными возможностями уделяется особое внимание – поднимаются вопросы о получении достойного образования такими детьми, а также удовлетворение их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Публикация «Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, могут отдать ребенка на обучение либо в специализированную школу, либо в общеобразовательную школу с возможностями обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Интегрированное обучение в своем роде является альтернативной формой обучения и основывается на следующих принципах:
осуществление психолого-медико-педагогического отбора детей для интегрированного обучения;
ранняя коррекция нарушений;
образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку;
наличие положительного отношения со стороны социума и др.
Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательное учреждение осуществляется только с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
Опираясь на исследования С. Н. Сорокоумовой, было дано следующее определение инклюзивному образованию. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2]. Основой задачей инклюзивного образования выступает разработка более гибкого подхода к преподаванию и обучению, который обеспечит удовлетворение различных потребностей в обучении и воспитании детей. С. Н. Сорокоумова также отмечает, что удовлетворению этих потребностей должен способствовать континуум сервисов, включая благоприятную образовательную среду. Ведущей идей инклюзивного образования выступает принятие индивидуальности личности каждого учащегося, то есть, обучение осуществляется с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка [2].
Одним из видов отклонений в развитии является задержка психического развития (ЗПР, что рассматривается как нарушение или замедление адекватного темпа психического развития.
Задержка психического развития подразумевает интеллектуальное расстройство, вызванное общим недоразвитием у ребенка эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. Если судить по сформированности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, дети, имеющие задержку психического развития, как бы находятся на более ранней возрастной стадии, что проявляется в виде незрелости поведения и личности в целом, несформированности навыков интеллектуальной деятельности, а также в виде ограниченности знаний и представлений. Однако данный дефект отличается от умственной отсталости наличием «зоны ближайшего развития» [5].
Благодаря исследованиям Л. Ф. Чупрова удалось классифицировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР. Однако, несмотря на это, все выделенные формы ЗПР характеризуются пониженной обучаемостью детей, замедленным темпом развития, а также недостаточной сформированностью познавательных процессов [5].
Низкий уровень мотивации, недостаточная организованность и целенаправленность, быстрая истощаемость и утомляемость, импульсивность и допущение большого количества ошибок – все это относится к особенностям познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, которую помимо вышеперечисленного сопровождает нарушение последовательности действий, затруднения в переключении с одного вида работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий.
В раннем возрасте ЗПР – это, пожалуй, наиболее часто встречающая патология, связанная с такими многочисленными причинами, как внутриутробная патология, зависящая от наследственно-генетических факторов и от физического и психического состояния мамы, окружающей экологии и отношении мамы к беременности и будущему ребёнку.
При интеграции детей с отклонениями в развитии общеобразовательные учреждения осуществляется специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка. Все это направлено на решение таких задач, как контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, а также оказание своевременной помощи в проблеме адаптации среди здоровых одноклассников.
Если говорить о развитии ребенка, имеющего задержку психического развития, то здесь намечены те же тенденции, что и у нормально развивающегося. Часть нарушений, в основном, носят вторичный характер. Это отставание в овладении предметными действиями, отклонение в развитии речи и познавательных процессов и т. д. Если вовремя и грамотно организовать процесс воспитания, то многие отклонения развития у детей будут скорригированы или предупреждены [3].
Несмотря на то, что дети с ЗПР имеют трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, они все же имеют возможности для развития. Это является возможным, благодаря тому, что у таких детей сохранено конкретное мышление, они могут ориентироваться ситуациях практического характера, ориентируются на взрослых. У большинства детей с ЗПР эмоционально-волевая сфера более развита, чем познавательная, они с удовольствием занимаются трудовой деятельности [4].
Однако из-за особенностей в развитии детям с ЗПР необходимо целенаправленное обучающее воздействие взрослого.
Обычное образование предусмотрено для обычных детей и включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование направлено на работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование включает в себя реабилитацию и адаптацию особого ребенка к обычному образованию. Инклюзивное же образование направлено на восприятие и понимание ребенка таким, какой он есть, тем самым подстраивая под него систему образования. Таким образом, инклюзия предусматривает развитие каждого ученика с помощью сложной, но соответствующей его способностям, образовательной программы.
В своих исследованиях, С. И. Сабельникова ставит нас перед фактом, что дети с особенностями в развитии не обязаны учиться в специальных учреждениях. Наоборот, обучение в обычной школе позволит им получить качественное образование и поможет в адаптации к жизни [1].
Стоит отметить тот факт, что инклюзивное образование является полезным как и для детей с особыми возможностями, так и для здоровых. Благодаря их тесному взаимодействию и совместному сотрудничеству создается особая среда, в которой будет важен и ценен каждый участник. У здоровых детей, таким образом, развивается толерантность и ответственность.
По сравнению с другими видами образования инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, среди которых создание благоприятных условий для их скорейшей социализации и индивидуализации.
На успешность интеграции детей с ограниченными возможностями влияют такие факторы, как возраст, пол и тип нарушения. Например, чем старше ребенок с ограниченными возможностями, тем сложнее осуществляется процесс интеграция. Аналогичные различия касаются и гендерного фактора - девочки положительнее относятся к интеграции, чем мальчики. А разный тип нарушения по-разному влияет на интеграцию в дошкольном и школьном возрасте. Например, в дошкольном возрасте негативное отношение вызывают двигательные нарушения. А вот в школьном возрасте, наоборот, лучше осуществляется интеграция у детей с двигательными нарушениями, но отрицательное отношение проявляется к интеллектуальным.
С целью обеспечения эффективного процесса интеграции людей с особыми образовательными потребностями к образовательным учреждениям предъявляется ряд требований, которые сделают процесс обучения комфортным:
1) соблюдение прав учащихся на получение полноценного и качественного образования;
2) обеспечение эргономически доступной среды – наличие пандусов, лифтов, специально оборудованных туалетов, профилактория, ЛФК, медицинского кабинета, специально оборудованного спортивного зала и т. д. ;
3) реализация организационно-методической поддержки учебного процесса – наличие индивидуальных учебных программ, инновационных информационных технологий в учебном процессе; воспитательной работы, используемой в учебном процессе; текущего и итогового контроля знаний учащихся;
4) осуществление мониторинга инклюзивного образования, т. е. отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся.
На территории РФ в настоящее время инклюзивное образование регламентируется следующими законодательными актами: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия подписала в 2008 года, говорится, что для реализации прав на образование государства, подписавшие Конвенцию, должны обеспечить инклюзивное образование на каждой ступени образования и обучение на протяжении всей жизни человека.
Система инклюзивного образования в России состоит из учебных заведений среднего, профессионального и высшего образования, целью которых выступает создание безбарьерной среды в образовании и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Создание системы инклюзивного образования включает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Помимо этого, с целью облегчения процесса адаптации детей с особыми возможностями в развитии создаются специальные программы.
Если говорить о российской концепции интегрированного образования, то ведущим принципом выступает интеграция через раннюю коррекцию. Этот принцип предполагает реализацию комплексных программ ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. Таким образом, это позволит ребенку успешнее адаптироваться к общеобразовательной среде.
Наличие обязательного коррекционного блока, который будет функционировать совместно с общеобразовательными.
Необходимость дифференцированного подхода к детям с задержкой психического развития. Также следует сразу отметить тот факт, что в некоторых случаях наиболее предпочтительным и эффективным будет обучение и воспитание детей на базе специального образовательного учреждения.
Для осуществления инклюзивного образования необходимо соблюдать несколько важных правил. Так, дети с особыми возможностями должны посещать образовательное учреждение (школу или детский сад, находящийся рядом с домом. Каждый ребенок с задержками в развитии имеет право посещать образовательное учреждение, причем такие дети участвуют в инклюзивных классных и школьных мероприятиях.
В настоящее время большое количество образовательных учреждений организовало целостную систему, целью которой стало обеспечение оптимальных условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности ученика благодаря интеграции всех ступеней образования.
Так, в некоторых школах, реализующих инклюзивное образование, было разработано и принято положение о безотметочном обучение, системе обучения, при которой отсутствует балльная форма отметки. Оценка учеников осуществляется путем качественной характеристики выполненной работы. Таким образом, данный прием работы способствует установлению тесного контакта между педагогами и учащимися. Система безотметочного обучения определяет потенциальные возможности и сильные стороны ученика,
Главной целью безотметочного обучения выступает определение потенциальных возможностей учащегося, углубление его сильных сторон, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Приоритетными задачами в условиях реализации инклюзивного образования являются следующие :
1. Формировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы благодаря включению в успешные виды деятельности.
2. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности.
3. Сохранять и укреплять здоровье школьников.
4. Компенсировать недостатки дошкольной и начальной ступени образования.
5. Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
6. Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.
7. Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Правильно организованное инклюзивное образование поддерживает детей с особыми потребностями, помогает им стать равноправными членами общества.
Список литературы:
1. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] / С. И. Сабельникова. 2009. № 1. С. 42-54.
2. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения [Текст]/ С. Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. №3. 2010. С. 134-136.
3. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Академия, 2002. 312 с.
4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. И. Аксенова, Б А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под. ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2005. 400 с.
5. Чупров Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников [Текст] / Л. Ф. Чупров. Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. 80 с. с прил.