Елизавета Стручкова
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития с использованием программы нейропсихологического сопровождения
Выполнила:
Педагог – психолог
Стручкова Елизавета Петровна
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
Публикация «Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Число новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно – психические расстройства у детей.
Актуальность:
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Из огромного количества имеющихся сегодня развивающих программ, к сожалению, далеко не все имеют под собой грамотную теоретическую основу. Так, за словами «опережающее обучение» стоит раннее обучение чтению и счету, а иногда и письму. Родители, из самых лучших побуждений отдающие детей в «развивающие» клубы, даже не подозревают о том, что некоторое занятия могут не только оказаться бесполезным, но и затормозить развитие малышей из – за чрезмерной нагрузки на незрелые структуры их мозга, вследствие чего умения, которые вырабатываются у ребенка в каждом определенном возрасте, уходят в «спящий режим». Позднее результаты таких «перекосов» оборачиваются школьными трудностями.
В настоящее время отмечается быстрый рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем эта тенденция наблюдение во всем образовательном пространстве: в детском саду, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, проблемы их обучаемости подчас практически неразрешимы. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого – педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно по типу «симптом - мишень», не всегда дают нужный результат как в ходе обучения, так и в процессе направленной коррекции.
Меня, как психолога, эта проблема глубоко заинтересовала. Чем я, как психолог, могу помочь таким детям? Какие методики эффективнее использовать? Ответы на эти вопросы я стала искать в детской нейропсихологии.
Нейропсихологическая коррекция детей является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связаны с особенностями индивидуального развития психических функций в детском возрасте.
В целом нейропсихологическая коррекция не только помогает эффективно преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка : стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
В последние десятилетия наблюдается резкое увеличение числа детей, обнаруживающих трудности в обучении, увеличение (прежде всего в связи с отказом специалистов от переучивания) количества леворуких детей. Растет число детей, имеющих в истории развития факторы риска во время беременности, родов, что не проходит бесследно и выливается в проблемы адаптации в детском саду, а затем и в школе. Появляется все больше детей, проблемы которых ставят педагога в тупик. «Не внимателен, отказывается от работы, ленится, делает глупые» ошибки. Сколько не бейся, все без толку. Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно, предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. Например, ребенок может быть агрессивным или наоборот очень неуверенным; он может быть чрезмерно избирателен в еде или наоборот, неразборчив и безудержен и Т. Д.»
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности : регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие. В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его поведения. Происходит коррекция взаимоотношений родителей и ребенка. В процессе занятий родители получают навык «формирующего, развивающего» общения с ребенком, что является необходимым, поскольку детский возраст тесно связан с овладением ребенком учебными навыками и школьными знаниями.
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т. д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания за столом на развитие высших психических функций ребенка) упражнения.
Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 20 – 25 занятий, которые проводятся 2 – 3 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов диагностики.
Продолжительность занятия составляет 30 – 40 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.
Форма проведения занятий – индивидуальная или диада (совместное занятие двух детей, чаще применяется, начиная со второго курса коррекции).
В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций ведущего специалиста.
В целом нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку не только эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка : стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:
• родовая травма;
• рождение с помощью кесарева сечения;
• повышенный или пониженный тонус;
• частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками;
• травмы головы, получение общего наркоза;
• в анамнезе – ПЭП, ММОД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
• мало ползал или не ползал совсем;
• ходил на цыпочках, поздно начал говорить;
• гиперактивен или излишне медлителен;
• Импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
• Быстро утомляется, с трудом засыпает;
• Не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;
• Пишет не разборчиво, плохо усваивает учебный материал;
• При чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
• Плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
• Пишет, рисует левой рукой;
• Имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
• Не может описать картинку, скопировать рисунок;
• Пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;
• Двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
• С трудом высаживает 15 минут на одном месте;
• Невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
• Часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
• Неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
Цель:
• оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка.
• Определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей.
• Становление и развитие дефицитарных психологических процессов.
Задачи:
-развитие произвольного внимания и саморегуляции ;
-формирование сенсомоторного контроля;
-оптимизация тонуса;
- преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.
Принципы:
Создатаелями нейропсихологии являются Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.
В нейропсихологии действуют три принципа: социального генеза высших психических функций; их системного строения; динамической организации и локализации.
1. Принцип социального генеза ВПФ, или принцип интериоризации ВПФ, заключается в том, что любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интереозирации мы можем говорить про себя и, собственно, думать, не мешая окружающим. Термин впервые введен Л. С. Выготским, по мнению которого, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
2. Принцип системного строения ВПФ, признаваемый всеми психологами, но разработанный именно в нейропсихологии, заключается в том, что каждая специфическая функция никогда не бывает связана с деятельностью какого – то одного центра, она всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанный между собой центров. Из принципа системности Л. С. Выготский делает важный для диагностики вывод: в случае нарушения ВПФ у взрослых или отставания развития у детей в наблюдаемом симптомокомплексе необходимо различать как первично пострадавшее звено, так и вторичные системные следствия первичного дефекта, а также компенсаторные перестройки.
3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции во времени. В ходе выпонения действия его функциональный состав меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.
Функциональный состав может меняться:
• От автоматизированности к произвольности;
• От сформированности данной функции к ее становлению в онтогенезе. Нарушение нижестоящего звена влечет за собой нарушение вышестоящих звеньев;
• В результате выбранной индивидуальной стратегии интеллектуального действия. Следствием динамической организации функций является то, что одно и то же по топике поражение мозга у взрослых и детей имеет разные последствия. У взрослых больше страдают подчинению, нижележащие операции, дефект компенсируется сверху. У детей, наоборот, больше страдают вышележащие, надстраиваемые звенья, развитие которых требует участия пострадавшего пострадавшего звена.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. развитие внимания;
2. дыхательные упражнения;
3. общий двигательный репертуар;
4. игры с мячом;
5. растяжки;
6. глазодвигательный репертуар;
7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
9. мелкая моторика.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшении. Общего состояния ребенка.
Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестает дышать на какое то время, обделяя свой организмкислородом.
Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.
В начале курса занятий уделяется большое внимание выработке правильного дыхания для оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции, так как ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подчиняющийся сознательной и активно й регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Ребенок учится регулировать свое дыхание, делая его на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе. под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а затем выстраивая собственную программу – начинает контролировать свое дыхание.
Глазодвигательные упражнения
Ребенок к 3 годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 С по вертикали и на 180 С по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.
Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других сферах, например в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет слышать фрагментарно.
Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые формируются к 3 – му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребенка трудновыполнимыми упражнениями. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии (содружественные движения). Есть синкинезии адекватные. Когда человек идет, у него правая нога движется одновременно с левой рукой. Это нормальная синкинезия, адаптивная, мы ее используем в жизни.
Но у детей встречается неадаптивные синкенезии, например, когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он все время что - то вертит в другой руке и т. п.
Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда – то в младенчестве были «выгодны» ребенку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, влево, вверх, низ, к переносице (сведения глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие – либо яркие предметы: маленькие ирушки, ручку с ярким цветным кончиком и т. п.
По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом опять врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но если ребенку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребенок сможет выполнить это упражнение.
Сведение глаз к переносице получается не сразу, в некоторых случаях только тогда, когда ребенок начинает выполнять упражнения стоя.
Растяжка и упражнения двигательного репертуара
Растяжка – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо – или гипертонусов, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции или сопровождения развития ребенка. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.
При диагональном растягивании, перекрещивании конечностей выравнивается тонус обеих половин туловища, происходит выработка правильного двигательного стереотипа, способствующего овладению навыками ползания, ходьбы с перекрёстными движениями конечностей. Некоторые движения оказывают воздействия на вегетативные нервные структуры. Специально подобранные упражнения способствуют регуляции вегетативных нарушений, имеющихся у детей с ПЭП, коррекции патологических изменений, созданию фундамента активной мышечной деятельности.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа, ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).
Осознание собственного желания (сильнее потянуть) помогаетв становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации также решает задачу умения контролировать свой тонус. Специальный комплекс позволяют научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Кроме того, многие упражнения данного раздела подготавливают ребенка к этапу ползания.
Упражнения представлены в определенном порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребенку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития : перевороты со спины на живот, ползание по - пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.
I этап ползание: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе.
II этап ползания:ползание на четвереньках с опорой на руки.
III этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх - вниз», «впереди - позади», «право - влево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Ограничения и противопоказания
Предлагаемый комплекс упражнений применим для детей от 3 до 5 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпилептической готовностью.
Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими и общепатологическими, а также дети с генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Выводы:
Занятия по программе дают положительный результат на развитие и психологического и физического развития детей. Повышается тонус, сенсомоторный контроль, дети становятся более внимательными, наблюдательными. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ребенка должно осуществляться своевременно и здесь важно не упустить время. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое – к 8-12 годам. Нейропсихологи часто говорят, что «после 10 уже поздно…»
Литература
1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Айрис, 2007.-112с.
2. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. : Генезис, 2008.-319с.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М. :Генезис,2010.-474с.
4. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Развиваем память : игры, упражнения, советы специалиста. -М. : Эксмо, 2009.-64 с.
5. Хомская Е. Д. Нейропсихология. -СПб. :Питер,2007.-496с.
6. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : в 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М. : АЙРИС – пресс, 2017.
7. Справочник педагога – психолога. Детский сад. 6, 2015 г. МЦФЭР образование.