Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста"
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.
Публикация «Риторика для малышей, Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.
Основным инструментом общения и коммуникации является речь. Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.
В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике.
РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.
Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй. У детей улучшается диалогическая речь, преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются:
- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;
-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.
- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
Содержание работы по развитию риторических умений можно распределить по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
.
1 БЛОК
включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность);
- формированию умения слушать и слышать собеседника;
- овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний);
- овладение приемами стабилизации поведения
Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.
Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.
2. БЛОК
Речевой этикет.
Развитие речевого этикета в себя включает:
- овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);
- формирование в речи знаков доброжелательности;
- формирование осознания тональности общения;
- осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.
Например:
а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;
б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;
в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;
г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;
д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.
Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:
- чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;
- использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;
- участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;
- свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;
- этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;
-видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.
.
3. БЛОК.
Вербальное и невербальное общение
Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя:
- осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;
- умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;
- снижение импульсивных эмоциональных реакций.
Например:
1) этюды на выражение различных эмоций;
2) мимика и пантомимика;
3) выразительные движения;
4) тренинги мышечного расслабления.
Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.
Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке:
5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;
6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.
4. БЛОК
Культура слушания
Под культурой слушания предполагается:
- умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);
- замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;
- радоваться успехам товарищей;
- терпеливо выслушивать говорящего;
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.
Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей :
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;
- свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;
- лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;
- чтение художественных произведений;
- беседы, сочинение историй;
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.
Таким образом, развитию социально-коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
- выбор детьми диалогов по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений
Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.