Галина Каракчиева
Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
[АДАПТРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 (дополнительного) КЛАССА
С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.4)
Пояснительная записка
Для обучающихся, получающих образование по варианту 8.4 адаптированной основной общеобразовательной программы, кроме расстройств аутистического спектра, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Широкий спектр различий детей с РАС обусловлен и тем, что достаточно часто описанные выше типические проблемы детского аутизма, серьезные сами по себе, осложняются и другими патологическими условиями. Аутистические расстройства могут быть частью картины разных аномалий детского развития, разных детских заболеваний, в том числе и процессуального характера.
РАС могут отмечаться и у детей со сложными и множественными нарушениями развития. Оценка тяжести состояния и определение прогноза не могут осуществляться вне понимания того, что ребёнок, даже испытывая самые серьезные трудности, находится в процессе развития. То есть, даже в пределах одной группы детей со сравнимой тяжестью аутистических проблем существуют индивидуальные различия в проявлении тенденций к установлению более активных и сложных отношений с миром.
У ребёнка затруднен контакт с окружающими людьми. Способность к регуляции поведения резко снижена, эмоциями не владеет (смех, часто не адекватный, может переходить в плачь). Не испытывает потребности в коммуникативной деятельности. Способность к стереотипному учебному поведению отсутствует. Реакции, необходимые для эффективного обучения не формируются (усидчивость, сосредоточение, быстрые реакции, сотрудничество сосредоточение взгляда на стимулах). Самостоятельность при выполнении учебных задач отсутствует.
Коррекционно-развивающие занятия направлены :
• на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с РАС, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
• на индивидуальную коррекционную реабилитацию деятельности, недоступную без специально организованной помощи с стороны специалистов;
• на развитие индивидуальных способностей обучающихся, активизацию потенциальных психофизических ресурсов.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» ставит целью обучения обогащение чувственного опыта ребёнка и стимуляция сенсорной активности.
Основные задачи:
1. Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.
2. Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.
3. Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий.
4. Формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности.
Методы и формы реализации программы :
1. Индивидуальные занятия.
2. Наглядные и практические.
3. Арт-методы.
4. Игротерапия.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Работа основана на принципах:
Принцип уважения личности ребенка. Основа этого принципа – принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности. При взаимодействии с ребенком необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.
Принцип индивидуального подхода. Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.
Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций. Целью психолого-педагогической помощи ребенку (вариант 8.4) является появление навыков, которые применимы в повседневной жизни, а также предпосылок элементарной трудовой деятельности. При этом важно, чтобы у воспитанника формировалось на доступном для него уровне понимание значения и смысла происходящего. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях. Показателем успешности работы являются изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.
Принцип развития собственной активности ребенка. Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности. Повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в развитии.
Принцип социальной интеграции. Для успешного развития дети с РАС и сопутствующими тяжелыми нарушениями должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам – посещение детского сада, обучение в школе, занятия адаптированной физкультурой и спортом, прогулки на детских площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т. д.
Принцип комплексного воздействия. Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны быть согласованны. Для этого необходимо формировать команду специалистов с учетом актуальных потребностей ребенка, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи.
Особенности коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта ребенка, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта : ощущений и восприятий. Дети с РАС избирательно чувствительны к некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Программно-методический материал включает пять разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т. д.
Примерное содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие: Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.
Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др., различными по температуре (холодный, теплый, фактуре (гладкий, шероховатый, вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Система оценки достижения планируемых результатов
В процессе коррекционно-развивающей работы оценивается уровень самостоятельности усвоения сенсорных эталонов, а также умений и навыков в использовании чувственного опыта. Создается бальная система, обозначающая, какой вид помощи требуется учащемуся для достижения цели:
0 баллов - Полная физическая подсказка. Учащемуся требуется всесторонняя помощь и физическая подсказка (рука в руке; на уровне кисти, он не самостоятелен.
1 балл - Физическая подсказка. Учащемуся требуется всесторонняя помощь и физическая подсказка (на уровне локтя; на уровне плеча, он не самостоятелен.
2 балла - Наибольшая подсказка. Учащемуся требуется помощь в виде образца выполнения педагогом действия.
3 балла - Умеренная подсказка. Учащемуся требуется помощь в виде моделировании шага (этап алгоритма деятельности, но он уже проявляет самостоятельность.
4 балла - Наименьшая подсказка. Учащийся почти самостоятелен, но некоторая помощь все еще требуется (например, указательный жест).
5 баллов - Самостоятельно. Учащийся демонстрирует навык без помощи взрослого.
Для оценки эффективности коррекционной работы предлагается использовать следующие критерии, которые позволят отследить динамику формирования или генерализации навыка, снижение и изменение вида оказываемой помощи, помогут корректировать содержание программы :
1. Использует навык только в искусственно созданной ситуации;
2. Использует навык в различных ситуациях (в школе, в учреждениях социального назначения, в гостях и т. д.) в присутствии близкого человека;
3. Использует навык в различных ситуациях с разными людьми.
Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее усвоению учащимся с РАС индивидуальной образовательной программы развития.
Календарно-тематическое планирование
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
1 класс (дополнительный)
второй год обучения
№ Название раздела. Тема занятия. Коррекционные задачи
1 Диагностика. Диагностика уровня познавательного развития.
2 Зрительное восприятие. Сравнение предметов по величине. Слежение взглядом за движениями. Развитие представлений о величине.
3 Зрительное восприятие. Сравнение предметов по длине. Нахождение заданных предметов. Развитие представлений о величине.
4 Сравнение предметов по высоте. Перекладывание предметов в заданное место. Развитие представлений о величине.
5 Зрительное восприятие. Различение и соотнесение основных цветов. Развитие зрительного восприятия.
6 Зрительное восприятие. Соотнесение одинаковых предметов по цвету, форме и величине. Представление о форме.
7 Зрительное восприятие. Составление предметов по типу «Пирамидки». Развитие представления о форме и величине.
8 Кинестетическое восприятие. Складывание башни. «Волшебный мешочек». Развитие представления о форме и величине.
9 Зрительное восприятие. Нанизывание больших бусин.
Нахождение части от целого. Развитие зрительного восприятия.
10 Кинестетическое восприятие. Собирание маленьких предметов (крупа, мозаика и т. д). Развитие мелкой моторики.
11 Кинестетическое восприятие. Выполнение действий со шнуровкой. Развитие мелкой моторики.
12 Зрительное восприятие. Перекладывание предмета через отверстие в емкость. Развитие зрительно-моторной координации.
13 Зрительное восприятие. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Развитие зрительно-моторной координации.
14 Слуховое восприятие. Фонематическая разминка. Вызывание звуков речи с помощью движений. Развитие зрительно-артикуляционного восприятия.
15 Слуховое восприятие. Игры с шумовыми предметами. Развитие слухового восприятия.
16 Слуховое восприятие. Реакция на шумовые сигналы.
Подражание голосам животных. Развитие слухоречевого восприятия.
17 Слуховое восприятие. Имитация простых звуков. Подражание голосам животных. Развитие слухоречевого восприятия.
18 Зрительное восприятие. Подражание движениям артикуляционного аппарата. Моторная имитация элементарных движений. Развитие зрительно-моторного восприятия.
19 Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов. Развитие восприятия вкуса.
20 Прятать заданные предметы. Умение подавать предметы по требованию. Развитие зрительно-моторного восприятия.
21 Кинестетическое восприятие. Ловить и бросать предметы.
Выполнение простых инструкций. Развитие зрительно-моторного восприятия.
22 Кинестетическое восприятие. Манипуляции с предметами. Удерживание пишущего предмета. Развитие кинестетического восприятия.
23 Кинестетическое восприятие. Изображение простых предметов красками при помощи пальцев рук. Развитие кинестетического восприятия.
24 Кинестетическое восприятие. Нанизывание мелких бусин.
Соприкосновения с материалами различными по фактуре (гладкий, шероховатый). Развитие кинестетического восприятия.
25 Восприятие запаха. Различение объектов по запаху. Складывание простого оригами. Развитие восприятия запахов.
26 Кинестетическое восприятие. Бизиборды. Открывание и закрывание
замков разных видов. Развитие зрительно-моторного восприятия.
27 Зрительное восприятие. «Координация». Целенаправленное размещение предметов в заданное место по устной инструкции. Развитие зрительно-моторного восприятия.
28 Слуховое восприятие. Подражание шумам окружающей среды. Имитация движений животных. Развитие слухоречевого восприятия.
29 Слуховое восприятие. Реагирование на свое имя. Указывание на желаемый предмет. Развитие слухоречевого восприятия.
30 Зрительное восприятие. Соотнесение предмета с геометрической фигурой.
31 Зрительное восприятие. Выполнение подражательных
упражнений. Имитация движений артикуляционного аппарата. Развитие зрительно-моторного восприятия.
32 Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице педагога, выполнение просьб и простых вербальных инструкций. Развитие зрительно-моторного восприятия.
33 Диагностика. Диагностика уровня познавательного развития.
Итого: 33 часа