Мария Климова
Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право»
Правовая игра
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в этой стране, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Разгадывание кроссворда:
«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).
«Кто пятился задом в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» (рак).
«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).
«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).
«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).
Публикация «Игровая программа для обучающихся 1–4 классов „Я имею право“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ведущий: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: Права.
Ведущий: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что так важнно для всех людей – о наших правах.
Ребята, а кто знает, в каком документе регламентируются права человека в отношении детей от 0 до 18 лет?
Дети: «Конвенция о правах ребенка».
Ведущий: Совершенно верно. Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Итак, сегодня нам с вами предстоит вспомнить, а может быть и узнать, какие права есть у человека. Готовы! Тогда вперёд! Отправляемся в страну Правовых знаний.
(вбегает Незнайка)
Незнайка: Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только на право!
Ведущий: Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей – о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О каких таких правах?
Ведущий: Права – это правила, по которым живут все люди.
Незнайка: А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Ведущий: Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Незнайка оставайся с нами, и мы с ребятами тебе это докажем.
Ребята, скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)
Дети: Россия
Ведущий: Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?
Дети: (Конституция РФ).
Ведущий: Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”. А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
•
Каждый человек имеет право на жизнь.
•
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
•
Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
•
Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
•
Гражданин России имеет право на отдых.
Ведущий: А теперь, зная эти права, мы поиграем в игру «О правах в сказках»
Игра «О правах в сказках»
(Учащиеся просматривают отрывки из мультфильмов. Задача - определить, каким правом воспользовались герои или какого права их лишили)
Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Ведущий: Ну, а мы продолжаем, и следующий конкурс называется …. а как называется, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?
Дети: Семья
Ведущий: О каком праве напоминает вам ответ этой загадки?
Дети: Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Ведущий: А что вы знаете об этом праве?
Дети: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Незнайка: А кто хочет поиграть со мной в игру «Назови ласково»
Игра «Назови ласково».
Незнайка кидает мяч одному ребё нку и произносит: "бабушка". Ребёнок должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля". ( слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)
Незнайка: Ребята, и вы даже не устали?
Ведущий: А давайте немножко отдохнем. Под музыку мы будем выполнять различные движения, Незнайка нам в этом поможет, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После каждого отрывка из песни вы должны ответить на вопрос: «На какие права указывает песня?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.
1. «Учат в школе» (право на образование)
2. «Тяп – ляп» (право на труд)
3. «Песенка о лете» (право на отдых)
4. Песня бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету.» (Право на свободу передвижения)
5. В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
6.“Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
7.“Песенка Чебурашки ” (право на имя).
8.“ Чунга-чанга” (право на отдых).
Незнайка: А сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и. (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай. (не перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все. (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку. (поднимать).
На математике считают,
На перемене. (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не. (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши. (перебивать).
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно. (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты. (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда. (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не. (кричи)
Ведущий: Сейчас команды должны без слов изобразить для другой команды то право, которое написано на карточке, а участники второй команды должны отгадать его.
1команда. Право на образование
2 команда. Право на труд
3 команда. Право на жилище
4 команда. Право на отдых
Ведущий: Итак, ребята, подведем итог. На что мы имеем право?
Незнайка:
Знают наши дети
Много прав на свете
На уход и на здоровье
На особую заботу,
Обученье и питанье,
На семейное воспитание.
И есть у них такое право –
Отдых нужен им, забавы.