Наталья Шадрина
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском кадетском училище является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого кадета. В рамках реализации требований ФГОС ООО образовательный процесс становится все больше ориентированным на личность обучающегося, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов „Три Кита“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если кадет попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. подросток, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий. Тревога может выражаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожающего характера.
В младшем подростковом возрасте (5-6 классы) проявляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство «Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Таким образом, требуется целенаправленная развивающая работа, направленная на развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний и формирование положительной самооценки.
Психологу необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между кадетами, оказать помощь обучающимся в их саморазвитии.
Одно из возможных решений - использование в работе с кадетами 5-6 классов (данный возрастной период является благоприятным для формирования личности) – программы социально-психологического тренинга «Три КИТа» (коммуникация, интеллект, творчество, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируются коммуникативные навыки, раскрывается творческий потенциал, оказывается психологическая помощь и поддержка.
Цели и задачи освоения учебного курса
Цель программы : развитие у кадет самомознания, рефлексии;, формирование интереса к себе, формирование адекватной самооценки; развитие у кадет универсальных учебных действий и возможности их применения для решения разнообразных задач; развитие мотивацию к обучению.
Задачи программы :
1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, научить кадет:
учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
уметь слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, научить кадет:
контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме.
контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
адекватно, оценивать выполненную ими работу. Научить исправлять ошибки.
3. Формирование личностных универсальных учебных действий, научить кадет.
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
положительно относится к учению, к познавательной деятельности.
участвовать в творческом, созидательном процессе.
осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
адекватно оценивать свои действия и поступки.
4. Формирование познавательных универсальных учебных действий, научить кадет.
творчески решать познавательные задачи несколькими способами.
всесторонне анализировать проблему.
Место учебного курса в структуре ООП (основной образовательной программы)
Программа внеурочной деятельности ««Три КИТа» (коммуникация, интеллект, творчество)» логически и содержательно-методически взаимосвязана с другими дисциплинами ООП и программами внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 20 часов изучения (1 час в неделю) на протяжении III и IV четверти.
Требования к результатам освоения содержания учебного курса
Процесс изучения учебного курса направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС и ООП по данному направлению подготовки.
№ Модули учебного курса Ожидаемые результаты обучения
1 «Коммуникация» Обучающиеся знают и умеют, как:
-учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-уметь слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
2 «Интеллект» Обучающиеся знают и умеют, как:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в различном виде;
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выявлять закономерности;
3 «Творчество» Обучающиеся знают и умеют, как:
- формировать пространственное воображение и пространственное представление;
- развивать наглядно образное мышление.
2. Содержание и структура учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к видам учебной деятельности и формам текущего контроля отнесены:
• самотестирование
• создание проблемной ситуации;
• развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
• методы групповой работы;
• методы индивидуальной работы;
• релаксационные упражнения.
№ Наименование
модуля Содержание тематического модуля Форма текущего контроля
1 «Коммуникация» Выполнение упражнений, направленных на взаимодействие участников друг с другом, сплочение классных коллективов, развитие приемов конструктивного общения. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Элементы фототерапии, социально-психологического тренинга. Метод наблюдения, рефлексия, обратная связь
2 «Интеллект» Развитие процесса мышления посредством выполнения кадетами различного рода заданий, связанных с выделением существенных признаков предметов; сравнением между собой предметов, слов, явлений (с дальнейшей аргументацией, доказательством). Развитие речи. Правополушарное рисование. Выполнение самостоятель-ных работ,
тестирование, фронтальный опрос.
3 «Творчество» Использование проективных методик (рисуночных тестов, развитие ассоциативного мышления, сочинение историй, правополушарное рисование, составление заданий для одноклассников в рамках предложенных тем, релаксация. Использование элементов арт-терапии, музыкотерапии.
Продукты творчества, рефлексия, обратная связь
Тематическое планирование
№ Наименование раздела Тема занятия Всего часов
1 «Коммуникация» 1 Вавилонская башня
1 ч
2 Слепец и поводырь 1 ч
3 Сочинение истории (в групповой форме) 1 ч
4 Матрешка 1 ч
5 Связующая нить 1 ч
6 Космическая скорость 1 ч
7 На какой я ступеньке? 1 ч
2
«Интеллект»
8 Задания с танграмом 1ч
9 Правополушарное рисование «Пальмы» 1ч
10 Правополушарное рисование «Космос» 1ч
11 Правополушарное рисование «Ель» 1ч
12 Правополушарное рисование «Озеро» 1ч
3 «Творчество» 13 «Я» и не «Я» (фототерапия) 1ч
14 Спонтанные образы 1ч
15 Деревья характеры из волшебного леса 1ч
16 Уборка сада 1ч
17 Моя вселенная 1ч
18 Машина времени (метафорические карты) 1ч
19 Хокку. Использование нерифмованной поэзии 1ч
20 Коллаж мечты. Подведение итогов. 1ч
Итого часов: 20
3. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса ««Три КИТа» (коммуникация, интеллект, творчество)
Книгопечатная продукция
1. Набор картинок для фототерапии.
2. Журналы, газеты для коллажа
3. Метафорические колоды: Морена, «МИФЫ», «САГА», «ХАБИТАТ»
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор.
5. Интерактивная доска.
6. Музыкальный проигрыватель
7. Музыкальные записи
Канцелярские принадлежности
1. Альбомы для рисования.
2. Акварельные краски, гуашь.
3. Кисти 2 –х видов (№10, щетина и №2 синтетика)
4. Клей карандаш.
5. Ножницы.
Инвентарь:
1. Клубок ниток.
2. Лак для волос (правополушарное рисование).
3. Игрушка «Матрешка».
4. Мяч.
5. Фотоаппарат.
4. Список литературы
1. Анн Людмила «Психологический тренинг с подростками», - СПб. : Питер, 2003
2. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники»- М. : Издательство «Ось-89», 2001.
3. Вачков И. В. Психология тренинговой работы. — М. : Эксмо, 2007
4. Грубер, Гэри. 170 самых сложных в мире головоломок. – Москва: Издательство «Э», 2016 -208с.
5. Кинякина О., Захарова Т., Лем П. и др. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Греатив. Интуиция: интенсив-тренинг по развитию суперспособностей. – Москва: Эксмо, 2015.- 848с.
6. Мищенкова Л. В. «36 занятий для будущих отличников». – Методическое пособие для 5-7 класса. – М. : 2012
7. Сусанина И. В. «Введение в арт-терапию»- М. : «Когито-Центр», 2007.
8. Дополнительная информация : https://maap.ru/library/book/161/