Ирина Гурова
Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности).
Важнейшей задачей является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку индивидуальных образовательных программ:
- ФЗ -№ 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.);
- Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г.
Эти документы определяют необходимость и специфику разработки индивидуальных образ. программ для детей с ОВЗ. В них говорится о том, что на детей, у которых есть особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, разрабатывается ИОП.
Наше учреждение функционирует с 1988 года. В настоящее время в детском саду 13 групп компенсирующей направленности, которые посещает 166 детей. Из них 65 имеют инвалидность. В этом году 18 воспитанников посещают детский сад с сопровождением.
В течение многих лет в нашем учреждении применяется система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка.
Общей ведущей целью всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения является максимальное разностороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей.
Наша профессиональная установка заключается в отношении к ребёнку как к человеку с особыми потребностями, жизнь которого наполнена большим количеством трудностей и ограничений. Но наряду с различными нарушениями, существуют и возможности. Мы считаем, что необходимо открыть в ребёнке источник внутренних ресурсов и научить его пользоваться полученным опытом в повседневной жизни.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие отклонений в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые знания и умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя в повседневной жизни. Для этого учителю-логопеду, психологу, воспитателю и другим специалистам необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
В настоящее время педагогический коллектив нашей образовательной организации практикует совместное составление индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
На каких воспитанников составляется индивидуальная программа?
Индивидуальная программа должна быть практико-ориентированной, т. е. содержать то, что отличает ребёнка от остальных детей, посещающих группу. Т. е. индивидуальная программа не должна совпадать с АООП на данную возрастную группу, не должна дублировать рабочие программы педагогов.
Прежде всего, нужно ознакомиться с заключением психолого-медико-педагогической комиссии на ребёнка и обратить особое внимание на рекомендации по организации обучения и воспитания. Специалисты ПМПК отмечают, по каким программам нужно вести обучение и воспитание ребёнка.
Далее педагоги группы проводят психолого-педагогическое, логопедическое обследование (в начале учебного года).
Решение о необходимости разработки и реализации индивидуальной программы принимается на психолого-педагогическом консилиуме организации (после проведённого обследования).
Составление индивидуальной образовательной программы на ребенка – процесс творческий и довольно сложный. Можно утверждать, что начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Мы считаем, что реализация тщательно продуманной и грамотно составленной индивидуальной программы поможет ребёнку со сложными нарушениями продвинуться в своём развитии гораздо дальше, чем это было бы возможно без специально организованной коррекционной помощи.
Как уже было отмечено выше, индивидуальная программа может быть составлена только после проведения психолого-педагогического и логопедического обследования ребёнка, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Для этого мы имеем необходимый диагностический инструментарий для воспитанников, имеющих разные нарушения в развитии. Каждый специалист может выбрать или при необходимости, разработать подходящую для ребёнка схему обследования. Следовательно, индивидуальная программа – это конкретизация работы специалистов на ребёнка. Она учитывает специфику его развития и составляется на один учебный год.
Остановимся более подробно на примерной структуре программы.
На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, на какой период составлена, авторский коллектив, грифы рассмотрения (принята на педсовете, утверждена руководителем, название города. Также необходимо отметить согласие родителей на разработку и реализацию программы.
Далее идёт пояснительная записка, которая включает в себя «Общие сведения о ребёнке» (дату рождения, поступления в группу, дату последнего обследования на ПМПК, рекомендации ПМПК, заключения врачей); «Психолого-педагогическую характеристику», которая составляется после проведенного психолого-педагогического и логопедического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности. Здесь же указывается «Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду» (отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий, возможные формы работы с ребенком, подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях).
Самым важным разделом является «Содержание коррекционно-развивающей работы по направлениям». В настоящее время мы составляем этот раздел Программы согласно ФГОС ДО. Он охватывает образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
При этом важно отметить, что содержание областей зависит от индивидуальных образовательных потребностей ребёнка. Оно является разноуровневым и разнотемповым, с учётом его реальной, а не соответствующей возрастным периодам динамики развития.
В содержательном разделе индивидуальной коррекционно-развивающей программы педагоги ставят такие задачи, которые возможно решать в работе с ребёнком в ближайшее время, а также указывают методы и приемы, которые максимально эффективно позволят их реализовать.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму составления содержательного раздела индивидуальной программы. Например, это может быть как текстовой, так и табличный вариант.
Следующий важнейший структурный элемент Программы – «Взаимодействие с семьей». Он включает в себя примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями, а также основные рекомендации для родителей.
Планируемые результаты освоения программы представлены в виде «Целевых ориентиров», которые включают в себя не социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения реализации программы, а те результаты, которых он реально может достичь. По каждой области отмечается, чему научится, чем овладеет ребёнок к концу года.
В разделе «Заключение и корректировка программы» отмечается динамика развития ребенка в течение периода реализации программы; и при необходимости вносятся дополнения или другие изменения.
В разделе «Программно – методическое обеспечение» отмечаются парциальные программы, методические пособия, электронные источники, сайты, использованные при составлении программы и необходимые для работы с ребёнком.
«Приложение» может включать в себя необходимые материалы для коррекционно-развивающей работы: описание методик, игр и упражнений, схем для выполнения массажа и пр.
Составление индивидуальной образовательной программы позволяет выстроить необходимую систему работы с ребёнком и добиться полной согласованности деятельности педагогов группы компенсирующей направленности. Это во многом определяет результативность коррекционно-развивающей работы.