надежда пермякова
Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1
[Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало).
b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной школы-интерната - это интеграция детей с ограниченными возможностями в социум.
Цели:
• Обеспечение максимально возможного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их адаптивных возможностей;
• предоставление обучения, соответствующего возможностям и особенностям развития ребёнка;
• обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;
Публикация «Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития, Часть 1» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• реализация программ развития социальных навыков, способности к адаптации и
интеграции в общество.
В соответствии с Программой развития школы на 2013 - 2017 годы реализованы 14 долгосрочных Проектов. 6 Проектов вышли в финал на «Фестиваль учительских идей». Это Проекты, которые вызвали особый резонанс. В ходе их реализации выявились новые проблемы и обозначились некоторые пути решения этих проблем. Сегодня мне хочется представит краткий обзор этих Проектов.
Проект «Мы среди людей»
Цель: Усвоение социального опыта и активное воспроизведение воспитанниками системы социальных связей (благодаря чему происходит становление личности, развитие самосознания).
Задачи:
1. Совершенствовать представления учащихся с ограниченными возможностями здоровья о правилах пребывания среди незнакомых людей.
2. Сформировать чёткое представление о недопустимости попыток воздействовать на незнакомых людей, которые не выполняют общепринятые правила.
3. Сформировать чёткие представления о границах дистанции в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми.
4. Развивать социальные навыки.
5. Сформировать представление о нормах жизни рабочего коллектива горизонтальных иерархических отношений в любом коллективе.
Формы работы: Экскурсии, праздничные мероприятия, классные часы, внеклассные воспитательные занятия, занятия педагога-психолога.
Результат: Данный проект способствовал повышению социальной компетентности детей с ОВЗ, освоению учащимися, воспитанниками различных актуальных для них социальных ролей, улучшению в ориентировке в сфере межличностного взаимодействия. Проект «Мы среди людей» предоставил ребенку с ОВЗ возможность усваивать систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, что позволит жить в обществе, стать его полноправным членом.
Выход: Методический сборник разработок конспектов занятий, фотоотчет
Проблема
Среди наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности в школе-интернате является понятие о социализации, как о процессе вхождения воспитанника в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретении системы социальных норм.
В ходе реализации Проекта выявлен ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении социального опыта: у наших воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии. Агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, стремление обвинить в своих неудачах окружающих; бедность мотивационной сферы, поверхностные интересы, нервозность, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви. Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защиты», когда возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других. Тяга к бродяжничеству и побегам. Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»); отсутствие бережливости и ответственности. Инфантилизм, неспособность к самостоятельному выбору. Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Пути решения: Реализация долгосрочных социально – педагогических проектов по
воспитанию личности, обладающей нравственными качествами человека-гражданина. Личности, готовой к адаптации в общество, востребованной на рынке труда.
Творческий Проект «Трудовая мозаика»
Цель: Социализация и трудовая адаптация детей с ОВЗ в социум.
Задачи:
1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
2. Формирование осознанной регуляции трудовых действий, трудовых операций.
3. Лицензирование дополнительных направлений углубленной трудовой подготовки.
Технологии работы: Личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные.
Формы работы: КТД, экскурсии, игры, конкурсы, соревнования, мастер-классы, выставка.
Результат: Данный проект способствовал расширению у детей знаний и представлений о профессиях, о содержании и результатах работы по направлениям: цветовод, скорняжное дело, гончар, вышивальщица, картонажно-переплетное дело, выжигальщик по дереву, уборщик служебных помещений, санитарка.
Выход: Методический сборник разработок конспектов занятий, фотоотчет
Проблема
Лицензирование на дополнительные направления углубленной трудовой подготовки не пройдено.
Предложение: Создать необходимые условия для получения лицензий на дополнительные направления углубленной трудовой подготовки
Социальный Проект «Навстречу детям»
Цель: Развитие мотивации личности, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в современном обществе с учётом психофизического развития.
Задачи:
– Расширение видов творческой деятельности воспитанников в различных направлениях.
– Создание максимальных условий для усвоения учащимися, воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.
– Изучение интересов и потребностей воспитанников в дополнительном образовании.
– Укрепление здоровья учащихся, воспитанников, формирование здорового образа жизни, удовлетворение потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
– Социализация их к жизни в обществе. Профилактика правонарушений, наркомании, безнадзорности и др. асоциальных проявлений несовершеннолетних.
Формы работы: Беседы, коллективные творческих дела, кружковая работа, посещение бассейна, тренинги, внеклассные занятия, видеосалоны, трудовые десанты, акции, экскурсии, игры, конкурсы, соревнования.
Результат: Расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.
Выход: По итогам реализации Проекта прошла выставка детского творчества.
Выпущен школьный методический сборник материалов занятий, готовы к печати 2 сборника в СМИ.
Проведён интернет-лекторий (все материалы лектория объедены в один методический школьный сборник).
Участие в бессрочной Международной акции «Гирлянда дружбы».
Проблема
Проблемы мотивации детей с ОВЗ приводят к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи.
Предложение: Реализация социально – педагогического проекта «Из школы в жизнь»
Основные субъекты проекта: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.
Цель: Воспитание социально-успешной личности, обладающей духовно-нравственными качествами гражданина, готовой к самореализации и адаптации в обществе, востребованной на рынке труда.
Задачи:
– формирование мотивации к трудовой и учебной деятельности, установок на самообеспечение на основе осознанности собственных возможностей и представлений о реальной жизненной перспективе;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия учащихся, коммуникативной компетентности педагогов;
– формирование гражданской активности и правового самосознания, патриотизма, потребности в ЗОЖ на основе привития общечеловеческих ценностей;
– формирование понимания приоритетности решения задач социализации школьников педагогами, родителями, социумом.
Ожидаемый результат проекта:
1. Расширение макросоциума школы (Социальное партнерство школы, сотрудничество с организациями).
2. Социализация выпускников.
3. Стойкая тенденция к снижению количества учащихся, состоящих на профилактических учетах.