Смородина Ольга Анатольевна
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Планета моего настроения
О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории
МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков»,
г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область, Россия
Программа
«ПЛАНЕТА МОЕГО НАСТРОЕНИЯ».
Аннотация
Программа «ПЛАНЕТА МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» ориентирована на обучающихся 5-6-х классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребё нка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».
Публикация «Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов „Планета моего настроения“» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя школа, 6 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ключевые слова: взаимоотношения, семья, самооценка, сотрудничество, настроение и успех.
Пояснительная записка.
Для полноценного психического развития ребёнка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребёнок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, настроение, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребёнок будет относиться к окружающему миру.
В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвёртые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться даёт ребёнку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребёнок получает ответы на вопросы, узнаёт новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идёт параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Научить ребёнка общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга.
Цель программы : познакомить обучающихся с правилами и приёмами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи программы :
- развивать навыки общения;
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
- повышать уровень самооценки;
- повышать положительный эмоциональный уровень класса;
- развивать способность к самоанализу и рефлексии;
- развивать творческую активность обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- овладение умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата в классе;
- повышение социального статуса отдельных обучающихся.
Содержание программы :
В соответствии с поставленными целями и задачами разработано 30 занятий продолжительностью 40 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развёртывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).
Для решения основных целей программы используются различные приё мы и методы: психогимнастика, ролевая игра, арттерапия, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения, игры,
психотехники. Кол.
часов
1. ТЕМА: «Введение в мир психологии».
- Дать основное понятие науки психологии;
- Установить принципы работы на занятиях;
- Повышение самооценки - Вводная беседа «Что такое психология?»;
- Упр. «Правила работы на занятиях»;
- Упр. «Ласковое имя»;
- Упр. «Мое настроение»;
- Игра «Атомы и молекулы»;
- Упр. «Комплименты»;
- Рис. «Это Я» 1 час
2. ТЕМА: «Моё настроение».
- Повышение эмоционального фона в классе;
- Повышение самооценки;
- Сплочение классного коллектива;
- Определить понятие «эмоции»;
- Научить осознавать свои эмоциональные состояния. - Беседа «Что такое настроение»;
- Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»;
- Упр. «На что похоже мое настроение»;
- Рисуночный тест «Узнай о себе все»;
- Игра «Молекулы»;
- Упр. «Мои эмоции»;
- Упр. «Рисуем настроение». 1 час
3. ТЕМА: «Кто Я? Какой Я?». - Повышение самооценки;
- Развитие рефлексии;
- Развитие взаимопонимания;
-Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим - Упр. «Кто Я?»;
- Упр. «Какой Я?»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Упр. «Моё имя»;
- Рис. «Я в виде растений»;
- Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение. 2 часа
4. ТЕМА: «Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье». - Определить понятия положительных эмоций;
- Способствовать адекватному самовыражению;
- Способствовать рефлексии эмоциональных состояний. - Упр. «Радость – это…»
- Упр. «Моя ладошка»
- Упр. «Мои желания»;
- Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»;
- Рис. «Счастье»;
- Упр. «Моя звезда»;
- Методика «Волшебная страна чувств». 2 часа
5. ТЕМА: «Грусть.
Обида». - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний;
- Научить отличать отрицательные эмоции от положительных. - Упр. «Если я камушек»;
- Рис. «Дом. Дерево. Человек»;
- Упр. «Я внутри и снаружи»;
- Рис. «Я обиделся»;
- Рис. «Мне грустно»;
- Упр. «Мои колючки»;
- Упр. «Имена чувств»;
- Упр. «Работа с плакатом» (одиночество). 2 часа
6. ТЕМА: «Тревожное состояние. Страх».
- Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»;
- Помочь подросткам в преодолении страхов;
- Помочь детям обрести уверенность в себе. - Тест «Страхи в домиках»;
- Рисуночная терапия
- Упр. «Одиночество»;
- Упр. «Способы преодоления страха»;
- Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь». 2 часа
7. ТЕМА: «День психологии».
- Научить детей работать сплоченной, дружной командой;
- Воспитывать дух соревнования;
- Повышение самооценки;
- Умение работать в парах, группах, командой. - Задания на внимание;
- Упр. на память;
- Упр. на воображение и фантазию;
- Упр. на мышление;
- Коллективные рисунки;
- «Почта доверия»;
- «Психологическая газета»;
- Рефлексия. 1 час
8. ТЕМА: «Я и мир вокруг меня».
- Развитие социально-коммуникативных навыков;
- Сплочение класса;
- Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. - Упр. «Я и мой мир»;
- Упр. «20 желаний»;
- Упр. «Пожелание»;
- Упр. «Сад цветов»;
- Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха». 1 час
9. ТЕМА: «Я и мои друзья.
Правила дружбы». - Развитие коммуникативных навыков;
- Помочь детям осознать качества настоящего друга;
- Повышение самооценки;
- Сплочение коллектива в классе;
- Обсудить проблемы подростковой дружбы. - Упр. «Групповая дискуссия»;
- Упр. «Солнце, тучка, дождик»;
- Упр. «Кто такой настоящий друг?»;
- Игра «Мы - команда»;
- Методика «Социометрия»;
- Упр. «Выбираем друзей». 2 часа
10. ТЕМА: «Я и моя школа».
- Помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- Сплочение классного коллектива;
- Развивать умение высказывать свое мнение;
- Развивать навыки общения. - Упр. «Неоконченные предложения»;
- Рис. «Школа на планете «Наоборот»;
- Анкета «Психологический климат в классе»;
- Методика «Мотивация учения». 1 час
11. ТЕМА: «Я и моя семья».
- Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»;
- Выявить уровень самооценки;
- Изучить взаимоотношения «родитель-ребёнок». - Анкета «Мои взаимоотношения»;
- Рис. «Моя семья в виде растений»;
- Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»;
«Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость!» 1 час
12. ТЕМА: «Мои способности». - Развитие внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие мышления;
- Сплочение коллектива в классе;
- Повышение эмоционального фона в классе. - М. «Корректурная проба»;
М. Мюнстерберга;
- Упр. «Исключение понятий»;
- «Выделение существенных признаков»;
- «Исключение лишнего». 2 часа
13. ТЕМА: «Мой внутренний мир». - Развитие воображения, фантазии;
- Сплочение классного коллектива;
- Повышение самооценки;
- Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека; - Упр. «Мой рисунок- это чудо»;
- Упр. «Если я камушек»;
- Игра «Скрепка»;
- Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»;
- Упр. «Моя вселенная»;
- Упр. «Точки». 2 часа
14. ТЕМА: «Дружба девочек и мальчиков».
- Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;
- Определить – что такое дружба девочек и мальчиков;
- Сплочение классного коллектива. - Упр. «Я – девочка»;
- Упр. «Я – мальчик»;
- Анкета «Я»;
- Упр. «Мои проблемы»;
- Почта доверия;
- Упр. «Письмо»;
- Коллаж на тему «Дружба» 2 часа
15. ТЕМА: «Я – уникальная и неповторимая личность». - Учит внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя;
- Повышение самооценки; - Упр. «Моё имя»;
- Упр. «Солнышко»;
- Методика «Дерево»;
- Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн);
1 час
16. ТЕМА: «Мы – дружный класс». - Сплочение коллектива;
- Научить детей общаться при помощи жестов и мимики;
- Развитие навыков координации совместных действий - Упр. «Цвет моего настроения»;
- Упр. «Выстраивание»;
- Упр. «Вавилонская башня»;
- Упр. «Моё впечатление». 1 час
17. ТЕМА: «Познай самого себя и других». - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;
- Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека. - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»;
- Тест «Какие у тебя друзья?»;
- Упр. «Лесенка»;
- Упр. «Мои качества»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Рис «Я и мой мир»;
- Игра «Я и ты». 1 час
18. ТЕМА: «Мои ценности». - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества;
- Научить детей в конфликтах идти на компромисс;
- Повышение самооценки. - Упр. «Мои ценности»;
- Упр. «Мои качества»;
- Упр. «Я хочу, я могу,
я умею»;
- Игра «Волшебный магазин»;
- Рис. «Самое главное». 2 часа
19. ТЕМА: «Моё настоящее и будущее». - Изучить интересы детей;
- Определить склонность к будущей профессии;
- Дать советы и рекомендации по выбору профессии. - Игра «Я сейчас и я потом»;
- Оформление психологической газеты;
- Методика «ДДО»;
- Анкета «Мои интересы». 2 часа
20. ТЕМА: Итоговое занятие «Всем спасибо». - Повышение эмоционального фона в классе;
- Развитие эмпатии;
- Сплочение коллектива в классе;
- Развитие рефлексии. - Упр. «Мои пожелания классу;
- «Пожелания психологу»;
- «Хочу сказать спасибо!»;
- Мини – сочинение «Я и психология». 1 час
Итого: 30 часов
Используемая литература:
1. Богатырева Т. Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007
2. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб. : Речь, 2008
3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Авт. -сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009
4. Лукьянова М. И. Моя профессия – детский психолог. – М. : АРКТИ, 2007
8. Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М. : Чистые пруды, 2005
5. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М. : Чистые пруды, 2007. Вып. 4 (16)
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. – М. : Изд-во ГНОМ и