наталья должанская
Создание благоприятного психологического фона на занятиях по обучению дошкольников плаванию (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Для создания благоприятного психологического фона на занятиях физической культурой с дошкольниками всю деятельность нужно подчинить девизу:"ИГРАЯ -РАЗВИВАТЬ. ИГРАЯ - ОЗДОРАВЛИВАТЬ. ИГРАЯ - ВОСПИТЫВАТЬ. ИГРАЯ-ОБУЧАТЬ!"
При любой форме физического воспитания дошкольников педагог должен играть с детьми с первой минуты занятия до последней.
Публикация «Создание благоприятного психологического фона на занятиях по обучению дошкольников плаванию (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
В период кризиса 3-4 лет,который совпадает с периодом первого ростового сдвига, в организме происходят существенные изменения,затрагивающие все функциональные системы организма. В этот период формируются определенные черты характера: капризность - уравновешенность, трудолюбие - ленивость, целеустремленность - несобранность, любознательность -инертность,любовь к физическим упражнениям - малоподвижность.
Учет сроков прохождения первого ростового сдвига и особенно сроков его завершения является существенным фактором в определении содержания форм и методов работы по обучению плаванию в детском саду. Материал занятий с детьми, у которых не завершился первый ростовой сдвиг и кризис 3 лет,должен отличаться простотой и доступностью.
Основная форма занятий - игра,причем командные игры нежелательны. Игры,забавы, развлечения, построенные на знакомых образах и представлениях, должны соответствовать возможностям детей,их стремлению к подражанию.
Итак, ПЕРВОЕ ПРАВИЛО- превратить в игру все задания и упражнения, выполняемые как на суше, так и в воде. ВТОРОЕ ПРАВИЛО- не принуждать. Дети с удовольствием плещутся на мелководье. Но при этом нельзя забывать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, разрушить которое можно без насилия и принуждения. С устранения водобоязни я и начинаю занятия с ребенком в воде. Занятия строятся на полном доверии ребенка ко взрослому. Нельзя обманывать ребенка,он должен быть уверен, что мои действия не таят для него скрытой опасности.
При объяснении упражнений пользуюсь образными сравнениями: летим как стрелы, ходим как утки, лежим как звезды. Таким несложным приемом достигается более эффективное, эмоциональное восприятие нового материала. Никогда не пользуюсь словами "Не бойся, это не страшно". Всегда стараюсь подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности- "Смелее,делай как все, молодец".ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО - всегда следовать принципу "От простого- к сложному, от известного- к неизвестному".
С самых первых занятий я использую игры и игровые упражнения для освоения с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, малыши безболезненно преодолевают чувства неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в воду, погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения.
С более старшими детьми, которые уже владеют определенными навыками плавания, в играх мы повторяем, закрепляем и совершенствуем отдельные движения (погружение,скольжение, движения рук и ног).
Если ребенок занимается с хорошим настроение, то и движения у него получаются увереннее и красивее, и времени на освоение движения требуется меньше. А хорошее настроение-когда ребенку не страшно,когда он уверен,что попадает в надежные руки,которые поддержат в нужный момент (в буквальном смысле). Поэтому я стараюсь делать так,чтобы дети мне верили и доверяли. Тогда уходит страх,приходит любовь к воде, к движению.
Мне легче,чем многим инструкторам по плаванию, работается с новичками,потому что я работаю с детьми не только в бассейне, но и в зале. На физкультурное занятие в зал приходят все дети без исключения, и все новички со мной знакомятся там. И в бассейн они приходят не к чужой тёте, а к человеку,которого они уже знают и ему доверяют.
К детям обращаюсь только по имени. А если обратилась по фамилии-значит,это замечание. И можно ничего не объяснять- сам все понимает.
Очень любят дети плавать с дощечками. Вроде все легко и просто, а на самом деле физических усилий при плавании с дощечкой требуется больше, чем при самостоятельном плавании. Кто пробовал-тот знает это. Но дети любят дощечки и устают с ними меньше. Очень любят играть в "Водолазов"(доставать со дна "сокровища"-игрушки и камешки,прыгать (нырять)через обруч-здесь устраиваются целые цирковые представления. Очень любят дети надувные игрушки-особенно касатку (очень натурально выглядит,длина ее 1,5 метра)Малыши ее немного побаиваются,а старшие почти на каждом занятии спрашивают"А на касатке будем кататься?".Старшие также очень любят плавание в ластах-в них (при правильной работе ног)скорость плавания возрастает. "Иногда кажется, что ты просто летишь по воде"- говорят многие. Для них ласты-удовольствие, а для меня- это хороший способ отработки хорошая помощь в отработке движения ног в плавании и хорошая помощь для рук. Так совмещается приятное полезным,и монотонный труд по отработке техники превращается в занятие, приносящее радость. А движения только тогда приносят пользу,когда они доставляют удовольствие.
И поэтому важно помнить,что умеет каждый ребенок, чтобы похвалить его за каждый новый шажок. Даже не за шаг, а за шажок-ведь продвижение дается многим с большим трудом. А труд должен вознаграждаться. И дети уже знают, что я помню, кто,что и как делает. И если получается какое-то новое движение,с надеждой смотрят-заметила или нет. И какая неподдельная радость от того, что заметила,что похвалила при всех. Остальные тоже начинают больше стараться,чтобы их тоже похвалили.
Особенность нашего бассейна (надеюсь,что не только нашего)-постоянное общение с детьми. Начиная с раздевалки перед занятием и заканчивая раздевалкой после. Мы гордимся тем,что дети делятся с нами своими радостями и печалями. Причем могут рассказать 3 раза- сначала мне и медсестре в раздевалке,потом няне в душе.
Очень внимательна к детям медсестра. После утреннего осмотра она приходит и рассказывает о настроении детей- кто не хочет идти,кто слишком возбужден_т. е. она сама видит детей и заранее предупреждает,к чему готовиться. Поэтому я иду в группу и разговариваю, выясняю причину отказа. Причины могут быть разные - я забыла похвалить на прошлом занятии,или подружка не идет и надо бы с ней остаться за компанию, или вчера с друзьями не доиграли в игру и надо бы доиграть. стараюсь уговорить каждого ребенка.
Все это вместе взятое-улыбки инструктора и медсестры, внимание к ребенку, продуманные игры, теплая вода-дает результат-дети приходят и уходят из бассейна с улыбками. А при встрече спрашивают:"А когда у нас следующее занятие?"
И каждый раз,приходя в бассейн,они знают, что им рады,что их ждут, и поэтому с улыбкой открывают дверь и говорят:"ЗДРАВСТВУЙТЕ,А ВОТ И МЫ!"