Светлана Сучкова
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "Детское изобразительное творчество-это отражение объективного мира,
преодоление возникших противоречий в представлениях ребёнка о действительности,
достраивание и уточнение ценностей мира".
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Научно-технологический прогресс в жизни внес изменения и в педагогический процесс. Нашим детям предстоит преобразовывать жизнь, работать и жить в эпоху компьютеризации, поэтому на современном этапе воспитания и развития творческой личности является практической необходимостью.
Проблема творчества-один, если так можно сказать, из острых участков "педагогической цели". Сегодня особо ощущается необходимость её решения. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства сенситивным в формирование творческой направленности личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.)
В истории дошкольной педагогики проблема творчества была одной из актуальных. Актуальна она и сейчас. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности.
Овладеть механизмом развития творческих способностей у детей может помочь теория решения изобретательских задач-ТРИЗ. Использование элементов ТРИЗ в педагогическом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления т системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Триз-полный отказ от стереотипов. Инструмент для реализации творческой личности.
Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Я решила попробовать. Была поставлена цель, задачи.
Цель: изучить влияние ТРИЗ на развитие творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельности.
Задачи: изучить особенности творческого воображения детей; определить возможности пути использования элементов ТРИЗ в изодеятельности; разработать и опробовать систему занятий по использованию техники ТРИЗ в работе по изодеятельности.
Методы: знакомство с программой ТРИЗ; изучение и анализ первоисточников; наблюдение за деятельностью детей; игры по системе ТРИЗ; педагогический эксперимент.
Используя инструменты ТРИЗ в изодеятельности мы учим детей мыслить,творить
фантазировать, тем самым методы и приёмы ТРИЗ помогают развитию творческого воображения.
Эффективными средствами для решения задач по развитию творчества детей дошкольного возраста является следующий стиль работы:
-соблюдение планомерности, постепенности в занятиях,систематичности;
-создание необходимых условий для применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизни;
-позиция ребёнка, при которой он имеет возможность свободно и активно действовать на занятии и вне занятий;
-прежде чем познакомить детей с элементами ТРИЗ, взрослому нужно самому, "прочувствовать" этот инструмент и быть творческой личностью.
Рассмотрим,какие инструменты ТРИЗ помогают детям постигать диалектические закономерности, воспитателям-строить процесс обучения.
1Методы решения изобретательских задач (системный анализ, ресурсы, вепольный анализ. 2Методы активизации творческого воображения (синектика,
морфолгический анализ, моделирование маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод мозгового штурма). 3Синектика (прямая аналогия, личностная аналогия, фантастическая аналогия).4Противоречия (принцип динамичности,копирования, "наоборот"
дробления).
Использовала в работе игры по системе ТРИЗ (игры на знакомство с противоречиями, на нахождение внешних ресурсов, системного анализа, функционально-стоимостного анализа) и проблемные ситуации.
Прежде чем начать свою работу, был поведен тест креативности (предлагается дорисовать фигуры: круг, квадрат, цель которого- определить уровень развития креативности у ребёнка. Выявив уровень развития творческого воображения у детей, была разработана серия занятий с использованием элементов ТРИЗ. Серия занятий: "Необычный зоопарк"(МРО, "Нарисуй противоположности", "Волшебники", "Дед жара" (противоречия, "Украсим платье для весны", "Одежда" (ММА,"На что похож ёж" (аналогия, "Клоуны"(противоречия, "Если бы я был птицей" (эмпатия)."Что может танк"(ВПР).
Проделав работу я пришла к выводу что используя элементы ТРИЗ в изодеятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ -являются основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.