Разиля Касимова
Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Друг к дружке»
Воспитатель Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.
Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями - внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т. п.
Игра «Весёлые человечки»
Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля.
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно –
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.
Темочки:
(Хлопают в ладоши.)
Удивлялись человечки:
- Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!
(Пожимают плечами.)
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
(Исполняют «пружинку».)
Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака и ушами затрясла.
Потряхивают головой.
Человечки же хохочут:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
(Потопывают ногами).
Игра «Назови себя»
Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли.
Игра «Волшебный круг
Воспитатель: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.
Игра «Рисование на спине».
Цель: развивать кожную (тактильную) чувствительность.
Дети разбиваются на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
Приветствие «Бабочки на ладонях»
Дети кладут руки ладонями вверх. Воспитатель: «Закройте глаза. На ваши ладони (пальцы врозь) будут садиться бабочки, и здороваться с вами. Бабочка села на ладонь Вани, Маши» и т. д. Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Воспитатель: Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Станьте в круг, водящий выбирает игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит ему тёплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и дарят аплодисменты. Затем они втроём выбирают следующего игрока, достойного комплиментов. Игра идёт до тех пор, пока все не получат аплодисменты.
Прощание «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.
Ритуал приветствия:
Воспитатель и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг)
- С Добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись. Медленно опускают руки вниз.
Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку продолжает:
И Таня здесь, и Саша здесь, все здесь!
Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх и хором говорят: “Все здесь!” После этого все медленно опускаются на корточки.
Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в д/с теперь можно и поиграть.
Ритуал приветствия.
Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.
На наш взгляд введение ритуала в групповые занятия необходим, так как сразу настраивает детей на работу. Спустя несколько занятий позиция ведущего от авторитарного стиля, чем мы сегодня здороваемся, плавно переходит к тому, что дети сами говорят, чем они будут здороваться.
Передай Эмоцию.
На ушко первому человеку ведущий говорит: "Чувство обиды", он должен по кругу это чувство передать лицом и позой. Второй человек смотрит на него, перенимает его позу, и передаёт дальше.
Здесь идёт как развитие мышц лица, так и умение передать эмоцию и умение понять, что это за эмоция, и передать её следующему человеку. Часто бывает, что при таком упражнении первоначальная эмоция превращается в другую и тут сами дети, которые к моему удивлению, начинают говорить, кто отобразил эмоцию неверно и с кого пошло искажение, а также о том, как нужно было бы это сделать. Это показывает, что внимание детей не было рассеяно, а было сконцентрировано.
Игра «клубочек».
Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувство единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Материалы: клубок прочных ниток.
Ход игры : Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.
Когда песенка заканчивается — все дети, и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.
Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.
Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
Игра: «Запрещённое движение».
Цель: создание положительного настроя на занятие, непринуждённой атмосферы в группе. Методика проведения: дети стоят полукругом. Педагог обращается к детям: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, но только если я скажу «Пожалуйста». Кто ошибается, тот выбывает из игры. Будьте внимательны». Педагог делает различные движения руками, периодически забывая произносить «Пожалуйста», и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию.
Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: создание непринуждённой атмосферы на занятии.
Методика проведения: дети сидят на маленьких стульчиках. У противоположной стены стоят стулья, но на один меньше. Дети произносят следующие слова:
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
По окончании слов дети должны быстро бежать и сесть на стулья у противоположной стены. Кто остался без стула, тот выбывает из игры.
Игра «Выбери партнёра».
Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.
Методика проведения: дети садятся в круг. Им предлагается следующая инструкция: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Для этого каждый из вас должен выбрать себе партнёра, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнёром была Маша, я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами, при этом не произносите ни слова. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку. Раз, два, три».
Игра: «Найди своего брата или сестру».
Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.
Методика проведения: взрослый завязывает каждому ребёнку глаза и говорит, чей он детёныш и какие звуки должен произносить. Дети ходят, «говорят» на своем языке и ищут ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детёнышей.
Инструкция педагога: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми и только через несколько дней они открывают глазки? Давайте поиграем в слепых детенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу глаза платком и скажу, чей он детёныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята – мяукать, щенки – лаять, телята – мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку».
Игра: «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание положительного настроя у детей.
Методика проведения: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.
Инструкция педагога: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям, плечами, коленями, лбами».
Игра: «Радио».
Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение их внимания на сверстника.
Методика проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель сидит спиной к группе и объявляет : «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы : цвет волос, глаз, рост, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга внимательно. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать его имя. В роли диктора может побыть любой ребёнок.
Игра: «Цветик – семицветик».
Цель: диагностировать характер желаний детей и группы в целом.
Материал: для игры понадобится цветик – семицветик, лепестки которого отрываются (вынимаются из цветка, а также красные и желтые фишки.
Методика проведения: детям предлагалось рассказать о своем желании.
Инструкция: «У меня есть цветик – семицветик. Каждый из вас сможет загадать свое заветное желание. Для этого необходимо оторвать лепесток и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Рассказать о желании можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети кружатся вместе с остальными детьми». Если желание ребенка носит личностный характер – ребёнок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.