Татьяна Ивановская
Обобщение опыта работы «Дидактические игры на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста как средство интеллектуального развития.
Глава 1. Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе
1.1. Педагогические ценности дидактических игр
Публикация «Обобщение опыта работы „Дидактические игры на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.
Дидактические игры следует отличать от других игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры педагог выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности дошкольников - игровой и познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности : поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра, обучающего характера, сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к умственной работе.
1.2. Структура дидактических игр
Анализ содержания сборников с дидактическими играми ( авторы: А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Л. В. Артемова, З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 - настольно - печатные;
3 - словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры :
1)дидактические и игровые задачи;
2)игровой замысел;
3) игровые правила;
4) игровые действия;
5)результат.
Один из основных элементов игры —игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение детей в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели занятия и индивидуальных возможностей дошкольников. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.
Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность). Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.
Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.
Таким образом, любая дидактическая игра должна содержать в себе определенную структуру, которая помогает делать эту игру эффективной при использовании в программах дошкольного обучения и воспитания.
1.3. Подбор дидактических игр и руководство ими
При подборе игр важно учитывать наглядно-образный характер мышления дошкольника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и их модели.
При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками : матрешками, башенками, шарами, грибками и т. д. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия, она реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, итог ее решения обнаруживается в финале.
Игровые действия являются рисунком сюжета игры, им нужно думать лишь в этом случае у игры обучающий характер – часто через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. Игровые действия – это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного – умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Педагог не всегда сам раскрывает игровые действия – после постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что, после чего делать.
Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать все структурные элементы.
Руководство дидактическими играми включает отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установления взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения создания (проектирования) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры, а также руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательность детей между собой и к отражаемым событиям.
Развитию игры чаще способствует не прямой, а косвенный прием: интригующий и направляющий игру вопрос, удивление от воспитателя, направляющего игровые действия, шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание, доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность, сюрпризы, элемент ожидания, поощряющие или предупреждающие ребенка и другое.
Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.). Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Глава 2. Описание исследовательской работы с детьми
2.1. Использование дидактических игр в непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на несколько групп.
К первой группе игр относится обучение детей количеству и счету. Используя сказочный сюжет, дети знакомятся с понятиями «один – много». Такие игры как «Медведь и пчёлы», «Самолёты». Учатся сравнивать равные и неравные группы предметов. Например игра «Бабочки и цветы». Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре.
Во вторую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача педагога - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Например, игра «Куда спряталась мышка».
Ведущий предлагает детям поиграть с мышкой. Дети ищут мышку, которая меняет своё месторасположение. В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, на, под.
В третью группу входят игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, "Найди предмет". Игра способствует формированию умения находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется.
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Четвертая группа - дидактические игры на развитие логического мышления. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Что забыл нарисовать художник?", «Найди лишнее» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того, были предложены задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В пятую группу математических игр - Путешествие во времени - служит для знакомства детей с частями суток. Названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.
Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 3-4 картинки с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать ее.
Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры перед собой на столе.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».
Игра «Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-4 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Игра «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
2.2. Мониторинг уровня математического развития детей
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 1 города Правдинска. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 3-4 года 2-ой младшей группы. Цель исследования – изучение роли дидактических игр в математическом развитии младших дошкольников.
Для подтверждения гипотезы о том, что применение дидактических игр на занятиях по математике с младшими дошкольниками поможет овладеть необходимыми знаниями в этой области, были использованы следующие методы: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Мониторинг проводился в два этапа. На первом этапе проводился опрос детей до включения в занятия по математике дидактических игр. На втором этапе диагностировался уровень математических знаний после проведения программы обучения.
2.3. Заключение
В процессе работы по теме «Дидактические игры математического содержания как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста», на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре в непосредственно организованной деятельности и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у дошкольников.
Изучение теоретического материала по теме и проведение исследования, позволяют сделать вывод о том, что дидактическая игра с математическим содержанием не только активно включает ребёнка в непосредственно образовательную деятельность, но и активизирует познавательную деятельность детей. Игра помогает воспитателю донести до ребёнка, трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр с математическим содержанием развивают умственные способности детей.
В ходе проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста.
Использование дидактических игр позволяет сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых неусидчивых детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии умственных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая, является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.
В результате исследования удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр математического содержания для развития умственных способностей дошкольников, т. е. цель исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведен мониторинг и оценена эффективность использования дидактических игр в развитии интеллекта детей, т. е. все задачи, которые были поставлены, были решены.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень умственных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.