Мария Бикеева
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы
Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым взглядом - это заслуга, прежде всего, его чувственной сферы. Как ребенок чувствует наш мир - так к нему и относится. От эмоций, которые проявляет ребенок в обыденных ситуациях зависит его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Опытные педагоги уже давно заметили, что в последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития. Дошкольники могут быть не только эмоционально неустойчивыми, но и агрессивными, враждебно настроенными, излишне тревожными. Эти проблемы могут привести не только к затруднениям в социализации ребенка, но и к серьезным дефектам его личностного развития.
Именно в дошкольном образовательном учреждении есть возможность исправить возникшие проблемы личностного развития у ребенка.
Педагог должен поставить перед собой следующие задачи, при решении проблемы:
- организовать благоприятную предметно-пространственную среду;
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;
- дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
- формировать эмоциональное отношение к действительности и окружающим людям.
Как же решаются эти задачи в дошкольной организации?
1. Предметно-пространственная среда в группе - это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, изменяемости и неординарности. Если ребенку будет чем заняться в течение дня, то конфликтные ситуации будут возникать реже.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка дошкольника А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым открытым взглядом это заслуга прежде всего его чувственной сферы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456591897.jpg)
Игровой уголок для девочек.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Как ребенок чувствует наш мир так к нему и относится](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592339.jpg)
Игровой уголок для мальчиков.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 От эмоций которые проявляет ребенок в обыденных ситуациях зависит его взаимодействие со сверстниками и взрослыми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592199.jpg)
Уголок природы и сюжетных игр на сельскую тематику.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе Из опыта работы размещена в разделах Опыт работы практика Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592293.jpg)
Центр экспериментирования.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов Социализация](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592405.jpg)
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
2. Планомерная организация занятий и соблюдение режима дня дисциплинирует и способствуют тому, что негативные реакции детей на то или иное событие просто «не успевают» развиваться. Дети привыкают, что в определенный отрезок дня они занимаются, играют, гуляют и т. д. И могут даже сами напоминать воспитателю о делах, которые нужно успеть сделать за день.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Социально личностное и коммуникативное развитие Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592934.jpg)
Занятия.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Опыт работы практика Опытные педагоги уже давно заметили что в последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592987.jpg)
Прогулки.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Дошкольники могут быть не только эмоционально неустойчивыми но и агрессивными враждебно настроенными излишне тревожными](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456592697.jpg)
Закаливание на "Дорожке здоровья".
3. Фантазия подскажет воспитателю, как организовать ежедневную демонстрацию достижений детей. Например, создание портрета группы и ведение блокнотов, куда заносятся малейшие успехи, повышают самооценку и способствуют положительному настрою детей.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Эти проблемы могут привести не только к затруднениям в](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456593362.jpg)
Блокноты находятся в кармашках. Дети в конце дня показывают свой блокнот родителям, рассказывают о своих успехах.
4. Очень важный момент при организации пространства группы - это создание "Уголка уединения". Это привлекательное для малыша укромное местечко позволяет отдохнуть от общения или просто почитать интересную книгу.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Социально личностное и коммуникативное развитие социализации ребенка но и к серьезным дефектам его личностного развития](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456593594.jpg)
Практически полное уединение.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Именно в дошкольном образовательном учреждении есть возможность исправить возникшие проблемы личностного](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456593631.jpg)
Частичное уединение ребенка.
5. Уголок для домашних игрушек. Любимые игрушки напоминают ребенку о доме и способствуют установлению благоприятного микроклимата в группе. Зная, что можно в любой момент обратиться к родной для него вещице, ребенок охотнее идет в группу и на контакт с воспитателями.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456593826.jpg)
6. В сюжетно-ролевых играх дети могут выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Дав выход эмоциям в игре, ребенок уже не так остро реагирует на различные ситуации в обыденной жизни.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Материалы для педагогов развития у ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456593963.jpg)
Игра "Домик в деревне".
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Как же решаются эти задачи в дошкольной организации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594027.jpg)
Игра "Наш город".
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Предметно пространственная среда в группе это гармоничное соотношение материалов окружающих ребенка с точки зрения их количества разнообразия изменяемости и неординарности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594205.jpg)
Игра "Магазин".
7. Важная роль отводится настольно-печатным играм, способствующим развитию эмоциональной сферы.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Если ребенку будет чем заняться в течение дня то конфликтные ситуации будут возникать реже](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594325.jpg)
Игра "Определи настроение".
8. Немаловажное значение в создании благоприятного микроклимата в группе имеют игры-забавы. Они дают ребенку возможность просто развлечься и дать выход эмоциям.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Игровой уголок для девочек](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594528.jpg)
9. Театрализованные игры, в числе прочих задач, решают задачу формирования эмоционально-волевой сферы.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Игровой уголок для мальчиков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594594.jpg)
Настольный театр.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Уголок природы и сюжетных игр на сельскую тематику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594686.jpg)
Театр бибабо.
10. Игры с песком и мелким гравием способствуют расслаблению нервной системы и снятию стресса.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Центр экспериментирования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594767.jpg)
Игры с песком.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Центр музыкально театрализованной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456594871.jpg)
Игры с мелким гравием.
11. Психологические игры, которые дают детям возможность выплеснуть негативные эмоции на предметы.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Планомерная организация занятий и соблюдение режима дня дисциплинирует и способствуют тому что негативные реакции детей на то или иное событие просто не успевают развиваться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595102.jpg)
Игра «Коврик злости». Ребенку дается возможность освободиться от негативных эмоций, вытирая ноги о специальный коврик, а затем вытряхивая его.
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Дети привыкают что в определенный отрезок дня они занимаются играют гуляют и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595225.jpg)
Игра «Ведро обид». Комкая листок бумаг ребенок вспоминает свои обиды и огорчения, а затем выбрасывает их в специальное ведро. От обид не остается и следа.
12. Чередование периодов активности и расслабления уравновешивают нервную систему детей.
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 И могут даже сами напоминать воспитателю о делах которые нужно успеть сделать за день](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595310.jpg)
Релаксация под музыку.
13. Групповые традиции создают дружелюбную атмосферу в группе, создают «чувство дома» и уверенность в завтрашнем дне у детей.
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Закаливание на Дорожке здоровья](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595400.jpg)
Традиция украшать группу своими работами.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Фантазия подскажет воспитателю как организовать ежедневную демонстрацию достижений детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595529.jpg)
Традиция чтения книг.
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Например создание портрета группы и ведение блокнотов куда заносятся малейшие успехи повышают самооценку и способствуют положительному настрою детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-322928-1456595576.jpg)
Традиция планировать дела на следующую неделю.
Все перечисленные методы и приемы помогут с успехом создать положительный микроклимат группе детского сада.