Мария Бикеева
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым взглядом - это заслуга, прежде всего, его чувственной сферы. Как ребенок чувствует наш мир - так к нему и относится. От эмоций, которые проявляет ребенок в обыденных ситуациях зависит его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Опытные педагоги уже давно заметили, что в последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития. Дошкольники могут быть не только эмоционально неустойчивыми, но и агрессивными, враждебно настроенными, излишне тревожными. Эти проблемы могут привести не только к затруднениям в социализации ребенка, но и к серьезным дефектам его личностного развития.
Именно в дошкольном образовательном учреждении есть возможность исправить возникшие проблемы личностного развития у ребенка.
Педагог должен поставить перед собой следующие задачи, при решении проблемы:
- организовать благоприятную предметно-пространственную среду;
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;
- дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
- формировать эмоциональное отношение к действительности и окружающим людям.
Как же решаются эти задачи в дошкольной организации?
1. Предметно-пространственная среда в группе - это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, изменяемости и неординарности. Если ребенку будет чем заняться в течение дня, то конфликтные ситуации будут возникать реже.
Игровой уголок для девочек.
Игровой уголок для мальчиков.
Уголок природы и сюжетных игр на сельскую тематику.
Центр экспериментирования.
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
2. Планомерная организация занятий и соблюдение режима дня дисциплинирует и способствуют тому, что негативные реакции детей на то или иное событие просто «не успевают» развиваться. Дети привыкают, что в определенный отрезок дня они занимаются, играют, гуляют и т. д. И могут даже сами напоминать воспитателю о делах, которые нужно успеть сделать за день.
Занятия.
Прогулки.
Закаливание на "Дорожке здоровья".
3. Фантазия подскажет воспитателю, как организовать ежедневную демонстрацию достижений детей. Например, создание портрета группы и ведение блокнотов, куда заносятся малейшие успехи, повышают самооценку и способствуют положительному настрою детей.
Блокноты находятся в кармашках. Дети в конце дня показывают свой блокнот родителям, рассказывают о своих успехах.
4. Очень важный момент при организации пространства группы - это создание "Уголка уединения". Это привлекательное для малыша укромное местечко позволяет отдохнуть от общения или просто почитать интересную книгу.
Практически полное уединение.
Частичное уединение ребенка.
5. Уголок для домашних игрушек. Любимые игрушки напоминают ребенку о доме и способствуют установлению благоприятного микроклимата в группе. Зная, что можно в любой момент обратиться к родной для него вещице, ребенок охотнее идет в группу и на контакт с воспитателями.
6. В сюжетно-ролевых играх дети могут выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Дав выход эмоциям в игре, ребенок уже не так остро реагирует на различные ситуации в обыденной жизни.
Игра "Домик в деревне".
Игра "Наш город".
Игра "Магазин".
7. Важная роль отводится настольно-печатным играм, способствующим развитию эмоциональной сферы.
Игра "Определи настроение".
8. Немаловажное значение в создании благоприятного микроклимата в группе имеют игры-забавы. Они дают ребенку возможность просто развлечься и дать выход эмоциям.
9. Театрализованные игры, в числе прочих задач, решают задачу формирования эмоционально-волевой сферы.
Настольный театр.
Театр бибабо.
10. Игры с песком и мелким гравием способствуют расслаблению нервной системы и снятию стресса.
Игры с песком.
Игры с мелким гравием.
11. Психологические игры, которые дают детям возможность выплеснуть негативные эмоции на предметы.
Игра «Коврик злости». Ребенку дается возможность освободиться от негативных эмоций, вытирая ноги о специальный коврик, а затем вытряхивая его.
Игра «Ведро обид». Комкая листок бумаг ребенок вспоминает свои обиды и огорчения, а затем выбрасывает их в специальное ведро. От обид не остается и следа.
12. Чередование периодов активности и расслабления уравновешивают нервную систему детей.
Релаксация под музыку.
13. Групповые традиции создают дружелюбную атмосферу в группе, создают «чувство дома» и уверенность в завтрашнем дне у детей.
Традиция украшать группу своими работами.
Традиция чтения книг.
Традиция планировать дела на следующую неделю.
Все перечисленные методы и приемы помогут с успехом создать положительный микроклимат группе детского сада.