Светлана Викторовна Петрова
Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
Сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Соблюдая преемственность ступеней образования, согласно пунктам 4.7 ФГОС ДО я для себя четко определила, что нужно применять известные мне способы арт-терапии в новом контексте, находя новые подходы. Работая с детьми дошкольного возраста я много внимания уделяю именно коллективной творческой деятельности. Именно по средствам проведения коллективной деятельности, можно помочь ребенку сформировать все необходимые предпосылки универсальных учебных действий (УУД).
В чем именно заключаются особенности коллективного творческого дела:
• практическая направленность;
• коллективная организация;
• творческий характер;
• дети заботятся друг о друге;
• о своем коллективе;
• об окружающих людях;
• все более четкая организация своей жизни;
• разнообразных дел на пользу и радость;
• это сплачивает воспитателей и воспитанников.
Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.
В развивающей работе с дошкольниками на первый план выходят познавательные и художественно-эстетические коллективные творческие дела, которые постепенно обретают форму проектов.
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках НОД, так и в деятельности педагога-психолога.
По мотивам статьи В. М. Букатова «Рукотворный театр теней на семейном празднике» я стала использовать этот очень эффективный прием работы в своей практике : теневой спектакль. Изготовление простых плоскостных кукол, наклеивание при помощи воды на оргстекло и придумывание незатейливых рассказов ребенком. При помощи этого приема решается огромное количество задач: развитие моторики, формирование коммуникативных навыков, становление фантазии, снятие тревожности и борьба со страхами.
Постепенно тени и контуры фигур дети стали заменять нарисованными плоскостными куклами, рассказывая, используя их «Свои истории». Этот способ постепенно перерос в коллективную работу.
И так возникли предпосылки для создания первого вида проектов «Сказка на стекле». Постепенно такие занятия начали превращаться в настоящую творческую проектную мастерскую.
Темы недели в нашем детском саду одинаковые во всех возрастных параллелях. К концу недели можно смело с детьми старшей и подготовительной группы браться за выполнение итоговой коллективной работы. Не бойтесь использовать групповую коллективную творческую работу и с детьми средней группы. Результат просто замечательный. Да, они создают свои произведения «не общую – но вместе» с большой помощью педагога-психолога, но значение такой работы трудно переоценить.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения; развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Создание наших творчески итоговых проектов, которые мы называем «Сказка на стекле», строится по следующему алгоритму:
1. Тема недели лежит в основе «Сказки»
2. Придумать действующие лица.
3. Рисуем карандашами (краска от фломастера потечет, так как мы крепим рисунок при помощи воды)
4. Раскладываем рисунки перед всеми на ковер, чтобы все видели всех персонажей.
5. Придумываем сказку, в которой есть все-все герои, которых нарисовали.
6. Сказку записывает взрослый.
7. Начинаем показывать сказку на стекле.
8. Крепим по порядку тех персонажей, о которых сейчас идет речь.
9. Ждем своей очереди.
10. Радуемся все вместе.
Если во время создания появляется новый персонаж, он тоже участник сказки. Если во время рассказывания и иллюстрирования сказки - линия сюжета уходит в другую сторону – это тоже допустимо. Все строится на фантазии и желании ребенка творить и создавать новое. Совсем новое – такого еще не делал никто.
Когда выполнение «Сказок на стекле» вошло в систему, дети захотели показать их всем ребятам из группы, а кто-то и родителям.
И совершенно неожиданно для меня именно на этом этапе, наши коллективные работы переросли в проект :
Проект – это 5 «П» :
1 - Проблема;
2 - Проектирование или планирование;
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
Проблема – показать всем результат коллективного творчества, огромного труда. Проектирование, поиск информации, продукт – у нас уже есть. Осталось пятое – презентация. Благодаря простой технологии изготовления фотороликов у нас с детьми получилось несколько «мультфильмов».
Применяя в своей деятельности прозрачные мольберты, возникает второй вид проектов в моей деятельности «Мультфильм».
Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме помогает формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Цель работы на прозрачном мольберте: развивать высшие психические функции и творческое мышление.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.
Алгоритм работы над этим видом коллективной деятельности такой же, как я описывала ранее: в «Сказке на стекле».
«Мультфильм» мы создаем так же, опираясь на тему недели. На стекле создаем рисунок с использованием гуаши и кисточки. Почему стекло? Почему не просто ватман? Если, например цветок не понравился юному художнику, он может его стереть тряпочкой и нарисовать новый, чего уже невозможно сделать на листе бумаги. А самое главное - этот групповой рисунок можно превратить в настоящий мультфильм (при помощи той же технологии изготовления фотороликов, показать его на праздничной неделе на общем экране и подарить своим мамочкам самую лучшую и необыкновенную открытку на праздник.
Четвертый способ использования «прозрачного экрана» - песочная терапия. (1- теневой спектакль, 2- «Сказка на стекле», 3- «Мультфильм»)
Создание сказок происходит на этом же стекле, только в добавление берется кварцевый песок и мелкие игрушки. Мои воспитанники его назвали «Сокровища», так как постоянно находят в песке что-то новое.
И так одно и то же пособие в кабинете педагога-психолога : небьющееся стекло размером 100 на 80, вставленное в раму и поставленное на ножки помогает решить большое количество задач, которые ставит перед нами современное дошкольное образование.
Все описанные мною способы работы относятся к арт-терапии, которую я постоянно использую в своей деятельности. Арт-терапия дает возможность для ребенка
- Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные;
- Проявлять спонтанность;
- Повысить самооценку;
- Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение;
- Проявить свое творческое начало.
В сочетании арт-терапии и методов проекта мы можем достичь решения рядя вопросов: терапевтическое значение и приблизится к формированию предпосылок УУД, которые заключены в целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; ребёнок обладает развитым воображением, ребёнок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Я нахожу такое сочетание арт-терапии и метода проектов очень значимым в практической деятельности педагога-психолога, которое может принести много пользы и оказаться очень продуктивным на современном этапе развития психолого-педагогической деятельности.
Список литературы и информационных источников:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) https://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou
4. Воронова А. А. Значение арт-терапии в современной практике психолога https://www.армворонова. рф/modules.php?name=News&file=article&sid=27
5. Букатов В. М. «Рукотворный театр теней на семейном празднике» https://www.openlesson.ru/мастер-класс-рассказ-с-комментариями/).
6. Докудовская Евгения Песочная терапия https://www.wellness-bodywork.ru/psikhologiya-detstva/1725-pesochnaya-terapia
7. Жижина С. М. Проектная деятельность в ДОУ. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou
8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М. : Педагогика, 1989.
9. Картушина Е. П., Романенко Т. В Психологический комфорт в школе: как его достичь, акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» .- М. АРКТИ 2005
11. Машлыкина Марина Айтечевна Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников. - https://doshkolnik.ru/risovanie/12559-prozrachnyiy-molbert-netradicionnoe-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-u-doshkolnikov.html
12. Пискунова А. А. Место проекта в образовательном процессе ДОУ. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/08/metod-proektov-v-rabote-dou
13. Чудинова В. Г. Проектная культура как часть профессионализма педагогов, - https://festival.1september.ru/articles/614391/