БРИЦКАЯ ОКСАНА
Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Тут же назревает вопрос: «Что делать?»
Публикация «Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. И итогом любой проектной деятельности является обязательное представление полученного продукта.
В ходе осуществления проектной деятельности в ДОУ ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
«Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей - вот та самая важная и главная цель, которую мы используем при организации проектной деятельности в нашей группе.
Мы моделируем цикл творческой,познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Отличительной чертой использования метода проектов в нашей группе является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.
Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
Поэтому перед нами, стоят важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей нашей группы знаний и умений.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Этапы проектной деятельности в ДОУ :
• Подражательско - исполнительский - реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
• Развивающий – этот этап характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
• Творческий - он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Подражательско-исполнительский метод
По данному методу развиваются и дети нашей группы. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в этом возрасте задачами являются:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности детей группы 4-5 лет «Золушка» по направлениям:
Гражданско-патриотическое
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В рамках данного направления в нашей группе реализовался проект на тему «Бравые солдаты». Он продолжался около трех недель. За это время ребятам воспитатели рассказывали о героях Великой Отечественной войны. Было прочитано много книг на данную тематику, просмотрено множество иллюстраций и фотографий, прослушивали и разучивали песни по данной теме. Благодаря отзывчивости родителей нашей группы, мы организовали выставку воинской славы, в которой были использованы фото со времен службы в армии отцов, дедушек и даже прадедов наших воспитанников, дембельский альбом, элементы военной формы, военная техника (ее игрушечный вариант, некоторые модели дети сконструировали самостоятельно из конструктора LEGO). На занятиях по ИЗО дети рисовали, лепили, делали аппликации ко Дню Защитника Отечества.
Итогом данного проекта стало спортивно- развлекательное мероприятие, проводимое в сотрудничестве с педагогами по ФИЗО и музыке, в котором с удовольствием приняли участие папы и старшие братья наших воспитанников.
Познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире (например, «Мир животных и птиц», Мир природы).;
3. Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
«Веселая история, о том что вкусно и полезно. Каша – радость наша!»
Это еще один краткосрочный индивидуальный проект, который прошел в нашей группе
Проект проходил в три этапа:
1 Подготовительный этап:
- Изучение литературы по теме
- Ознакомление с передовым опытом
- Консультация для родителей
- Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
- Оформление книжного уголка.
2 Основной этап:
- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
- Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
- Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
- Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
- Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»
- Отгадывание загадок по сказке «Колобок»
- Аппликация «Колобок»
- Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом
- Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
3 Заключительный этап:
- Презентация сказки «Колобок»
- Оформление выставки «Моя любимая сказка»
Таким образом, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
И не без помощи проектной деятельности педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни, обучая детей через совместный поиск решений, предоставляя им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.
Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.