Приложение МААМ

Мастер-класс «Метод проектов»

Наталья Маякова
Мастер-класс «Метод проектов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов».

Задачи:

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», мольберт, пособие «Мишень», фишки красного, зеленого цвета, два листа формата А3, 3 набора фломастеров.

Публикация «Мастер-класс „Метод проектов“» размещена в разделах

Ход мастер- класса :

Здравствуйте уважаемые коллеги, мы сегодня собрались на мастер – класс, посвященный способу разработки проекта.

Метод проектов – один из видов деятельности, который я уже 4 года использую в воспитательно- образовательном процессе.

Нередко бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную игру «Будем знакомы».

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.

А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод

У нас на игровой площадке игра «Ассоциация». Я назову слово, а задача соседа слева - быстро сказать слово-ассоциацию, которое пришло Вам на ум и т. д. Это могут быть совершенно разные слова, логически связаны друг с другом. В итоге громко произносится последнее слово.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло и т. д. для чего нам необходима эта игра вы поймёте чуть позже.

Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П» :

Проблема (выбор темы) .

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы.

И как же можно разработать проект?

Первый способ Джона Дьюи он предлагает нам метод «Модель трёх вопросов».

Второй способ - метод «Мыслительная карта» Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов».

Он используется при планировании работы над той или иной темой, вызвавшей интерес детей.

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаё т второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения.

Мы с детьми придумали символы - сбора информации в картинках. Приложение 1.

Этот метод позволяет решить сразу несколько педагогических задач.

Во-первых, применение метода способствует развитию мыслительных способностей детей (развивает логику умение рассуждать, учит их упорядочивать свои знания, оценивать информацию, которой владеет ребёнок, определять «дефициты» в содержании, а также планировать способы преодоления этих «дефицитов». Данный метод учит находить пути решения проблемы, которая возникла при определении зоны ближайшего развития.

Во-вторых, он также хорошо направляет исследовательскую деятельность детей, которая длится несколько дней и даже недель. Поиск ответов на поставленные на первом занятии вопросы способствует порождению новых вопросов, а значит, помогает увидеть взаимосвязь различных явлений окружающей жизни и «провоцирует» развитие познавательной активности дошкольников. Кроме того, планирование работы с разнообразными источниками информации знакомит детей с культурными способами работы над содержанием.

В-третьих, этот метод позволяет педагогу увидеть зону ближайших интересов детей, спрогнозировать возможные смежные темы, которые могут возникнуть в ходе изучения выбранной темы. Соответственно, это дает возможность планировать ближайшую работу, готовить соответствующий материал, планировать и корректировать индивидуальные маршруты развития детей.

В-четвертых, лист, заполняемый на групповых сборах, позволяет педагогу вести наблюдение за активностью отдельных детей, т. к. каждое высказывание имеет своего автора. В случае, если ребенок малоактивен, педагог продумывает способы стимуляции его познавательной активности.

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды». Приложение 2.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ - метод «Мыслительная карта»

Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям.

2. От центральной идеи проводим несколько изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально.

3. От главных ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

4. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на карту – значит, она удалась.

Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.

Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.

Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.

Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.

Рассмотрим этот метод на примере :

Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Приложение 3.

Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами : «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.

Представление проектов.

Рефлексия. Упражнение «Мишень. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы желаете работать в проектном режиме – прикрепите зеленую фишку. Если вы понимаете материал – прикрепите зелёную фишку. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам. Приложение 6.

Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ Цель, значение, актуальность проектного метода Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

Конкурс проектов «Во славу Великой Победы!»Конкурс проектов «Во славу Великой Победы!» 28 апреля в МБДОУ детском саду №16 "Росинка" в рамках деятельности методического объединения старших воспитателей состоялся финал городского.

Мастер-класс «Золотая рыбка» из пластилина. Нетрадиционный метод лепки пластилиновыми шарикамиМастер-класс «Золотая рыбка» из пластилина. Нетрадиционный метод лепки пластилиновыми шариками Я работаю воспитателем во 2 младшей группе. Для развития мелкой моторики у детей, я выбрала нетрадиционный метод лепки, а именно лепка пластилиновыми.

Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя»Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя» МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ Детский дошкольный возраст –это тот возраст, когда у детей вопрос «почему» возникает очень часто.

Метод проектов в работе с семьей Наша жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда.

Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования ладошкой в первой младшей группе»Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования ладошкой в первой младшей группе» В своей работе я использую нетрадиционный метод рисования ладошкой, который мне очень нравится, да и моим ребятам тоже. Какое счастье излучают.

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Метод проектов»
Опубликовано: 17 января 2016 в 12:14
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Метод проектов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маякова (УИ 222775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД