Марина Ларюкова
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребё нок должен:
Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- интересоваться причинно-следственными связями;
-пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- наблюдать, экспериментировать.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребёнку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.
Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве :
- средства повышения профессиональной компетентности воспитателей;
- оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
На сегодняшний день существует два определения проекта :
• проект как нормативная модель некоторой системы;
• проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов :
Типы проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселёвой)
№ Тип проекта Содержание Возраста детей
1
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст
2
Ролево-игровой
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы
3
Иноформационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы
4
Творческий
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
Продолжительность проектов в ДОУ
№ Вид проекта Продолжительность
1 Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц
2 Проект средней продолжительности 2 - 4 месяца
3 Долгосрочный проект Учебный год
Педагоги нашего ДОУ уже на протяжении нескольких лет применяет метод проектов как инновационную технологию в работе с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному развитию, нравственно-патриотическому, физическому развитию и др.
Положительные моменты технологии метода проектов :
• увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;
• максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;
• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;
• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
Педагогами ДОУ разработаны следующие проекты :
- проекты для детей раннего возраста: «Детский сад: адаптация без слёз», «Петушок – золотой гребешок», «Моя любимая игрушка-Неваляшка» и др. ;
- проекты по играм : спортивным и музыкальным: «Летние олимпийские игры», «Музыканты», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Музыкальные игры» и др. ;
- проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей: «Защитники Отечества», «День Победы»;
- проекты по опытно-экспериментальной деятельности: «Воздух-невидимка», «Твёрдый-мыгкий», «Эта удивительная соль!», «Играя, познаём (игры с песком, водой)» и др. ;
- проекты по познавательному развитию: «Наш организм: лёгкие», «Тайна моего имени», «Знаки и символы», «Мой организм: зрение», «Осторожно, огонь!» и др. ;
- по экологическому воспитанию: «Пчёлы», «Защитники природы», «Муравьи», «Деревья», «Грибы» и др.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Технология метода проектов делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:
1. Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
2. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. :Айрис-пресс, 2008.- 208 с.
2. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.
3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М. : Эгвест, 2004.-120 с.