Галина Денисова
Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников, но и на формирование у них непосредственной потребности в активном созидательном поиске.
Согласно последним изменениям в структуре образовательной программы дошкольного учреждения право выбора образовательной модели и конструирования педагогического процесса сохраняется за самим ДОУ. На этом этапе именно метод проектной деятельности, основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию дошкольников, становится наиболее эффективным.
Публикация «Статья „Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах
Метод проектов выступает как совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать те или иные проблемы в результате самостоятельной деятельности детей, причем обязательным условием реализации является презентация результатов этой деятельности. Содержание метода проектов заключается в стимулировании интереса детей к различным проблемным ситуациям, решение которых требует от участников процесса владения некоторым набором знаний. [1,с. 190]
По мнению ряда авторов (Л. С. Киселева, Т. С. Лагода) проектная деятельность может выступать в качестве одного из способов организации педагогического процесса, а в ряде случаев – в роли интегрированного метода обучения, базирующегося на целенаправленной пошаговой практической деятельности. [2,с. 75]
Практическая реализация инновационной проектной деятельности влияет как на рост качества образования, так и на общее развитие всего ДОУ. Это достигается в первую очередь через внедрение новых педагогических программ и технологий, а также в ходе разработки педагогами авторских программ и разнообразных проектов с последующей их апробацией.
Среди множества типов проектов, реализуемых в дошкольных учреждениях в настоящее время, наиболее часто встречаются следующие:
- творческие: результат проектной деятельности оформляется в виде детского праздника, элементов детской дизайнерской мысли;
- информационно-социальные: дети осуществляют поиск информации, и ее дальнейшее использование с ориентацией на социальные интересы (различные варианты оформления интерьера группы и др.);
- игровые: включают элементы творческих игр, в которых детям предлагается принимать образы сказочных персонажей;
- исследовательские: результаты экспериментов, проводимых детьми самостоятельно под контролем воспитателя, оформляются в виде газет, выставок, альбомов и т. д.
Подготовка проекта включает в себя совместную деятельность не только педагога и детей, но и их родителей. Процесс подготовки проекта состоит из следующих этапов:
I этап: формулирование цели, постановка проблемы и конкретизация задач, решение которых предполагает данный проект;
II этап: педагог оказывает поддержку при планировании деятельности и решении обозначенных задач; в ходе данного этапа дети организуются в рабочие группы, между которыми распределяются задания; также к реализации задач проекта могут быть подключены родители;
III этап: реализация проекта : здесь дети экспериментируют, осуществляют поиск информации, исследуют;
IV этап: презентация проекта (может проводиться в различных формах в зависимости от возраста детей и тематики проекта : фотогалереи, музыкальные развлечения, оформление альбомов и творческих газет, итоговые занятия. [3,с. 25]
Подводя итог, можно сказать, что в процессе осуществления проектной деятельности дети наиболее эффективно раскрывают свой творческий потенциал, а все перечисленные основы данного метода дают наглядное представление о высоком уровне подготовки инновационных технологий к реализации в условиях ДОУ. На сегодняшний день применение метода проектов в работе с дошкольниками является наиболее эффективным средством достижения образовательных и воспитательных задач.
Литература:
1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
3. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
4. https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/