Наталья Литвинова
«Метод проектов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
…Ребёнка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Публикация «„Метод проектов в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей и их родителей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности ребёнка на современном этапе, с одной стороны, и, с другой стороны, вовлекает в образовательный процесс дошкольного учреждения родителей и других членов семьи.
Внедрение проектного метода в нашей группе началось шесть лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.
Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели просветительскую работу с родителями: познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.
Затем разработали примерный план работы над проектом :
1. На основе изученных проблем детей поставили цель проекта.
2. Разработали план движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление перспективного плана, куда вошли занятия, игры, беседы, экскурсии, просмотр мультфильмов, слайдов, рассматривание иллюстраций, чтение произведений и многое другое; плана-схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
6. Презентация проекта, открытое занятие.
1. На подготовительном этапе, как я уже говорила, поставили цель проекта, для этого я создала проблемную ситуацию. Возьмём, к примеру, наш последний проект «В стране Светофории». На макете перекрёстка, где стоит светофор и различные знаки, Незнайка переходит дорогу и в этот момент появляется на дороге машина… Обсуждая данную ситуацию, выясняем, что существуют правила дорожного движения, которые необходимо соблюдать как пешеходам, так и водителям. После этого предлагаю детям собрать информацию о правилах дорожного движения, о знаках.
2. Основной этап – может быть длительным этапом проекта, а может быть кратковременным. Это самый интересный этап. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Необходимо в соответствии с планом проекта (перспективный план, план – схема «паутинка») организовать их работу в различных центрах. Например, в центре изобразительного искусства - рисование на тему: «Моя улица»; в информационном центре - чтение С. Михалкова «Моя улица», А. Вольского «Запомни, юный пешеход», Г. Зайцевой «Как друзья дорогу переходили», С. Маршака «Светофор», А. Богданович «Пешеходу-малышу», рассматривание плакатов, буклетов, просмотр презентаций; в центре конструирования - постройки постройка автопарка, автомастерской, домов, мостов, перекрёстка, изготовить макеты дорожных знаков; в центре игры : игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД», «Мы - пешеходы», игра «Мы едем в зоопарк»; в центре развития речи - игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил поведения на улице.
Проводили беседы и разъясняли детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.
Для развития внимания, памяти детей дошкольного возраста использовали многочисленные дидактические игры.
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.
В процессе работы над проектом родители начали лучше понимать ребёнка, стали принимать активное участие в жизни детского сада.
В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытывают чувство удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
В своей работе используем такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей с детьми и педагогами, которые способствуют сближению всех участников проекта.
В процессе работы над проектами, мы выяснили, что использование метода проектов в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
А результатами нашего сотрудничества с родителями можно считать следующее:
- создание детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
- оказание родителями помощи в создании развивающей среды.
Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Вместе мы можем достигнуть хороших результатов.
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!»