Наталья Богданова
Современный подход к формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Обучение лексико–грамматическим категориям через использование игровых и активно–действенных форм дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.
Публикация «Современный подход к формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в условиях логопункта» размещена в разделах
Это благотворно влияет на эмоционально–психологический климат в коллективе и, одновременно, реализует идеи «педагогики».
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Трудности
• В названии многих прилагательных (узкий,
кислый, пушистый);
• В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (идти, бежать);
• Слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие оценку, качество, признаки;
• Замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев)
• Замены прилагательных, глаголов.
Они не знают
• Частей предметов и обьектов (кабина, сиденье);
• Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет);
• Приставочных глаголов (подплыл, отплыл);
• Антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый);
• Относительных прилагательных (шерстяной, глиняный);
Распространенные ошибки
• В употреблении предлогов : в, к, с, из-под, из-за,
между, через, над и т. д.
• Согласовании различных частей речи (глагол с существительным и т. д.)
• В построении предложений
Расхождение в объеме пассивного и активного словаря
• Названия ягод (клюква, ежевика, земляника);
• Названия цветов (незабудка, фиалка, ирис);
• Названия диких животных (Кабан, леопард);
• Названия птиц (аист, филин);
• Профессий людей (маляр, сварщик, швея);
• Частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть);
Формирование лексико-грамматической стороны речи (синтаксиса, морфологии, словообразования) старших дошкольников С онр имеют свою специфику и для ее развития применяют различные педагогические средства. Далее рассмотрим примеры заданий, способствующие устранению пробелов в формировании лексико-грамматических категорий.
Классификация предметов по картинкам
Найди лишний предмет
Разложить картинки по сходству
На доске : овца, дерево, корова, колос.
Овца: свитер, шапка, кофта, варежки.
Дерево: стол, стул, забор.
Корова: сыр, масло, молоко, мороженое.
Колос: хлеб, батон, бублик, рогалик.
Игра «Пара к паре»
Шапка – голова
Гвоздь – молоток
Машина – мотор
Окно - дом
Отгадать предмет по названию его частей
Ствол, ветка, сучья, листья, корни (дерево)
Подъезд, этаж, лестница, квартира (дом)
Отгадать предмет по названию его частей
Отгадать название предмета по описанию признаков
Это овощ, круглый, красный, вкусный, сочный (помидор)
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Отгадать название предмета по описанию признаков
Отгадывние загадок по картинкам с использованием эпитетов
Выбрать из трех слов два слова неприятеля
Друг, печаль, враг, радость, радостный, печаль
Закончить предложение и назвать слова - неприятели
Слон большой, а комар – (маленький)
Золушка добрая, а мачеха – (злая)
Сажа черная, а снег (белый)
Игра «Скажи на оборот»
Подобрать названия предметов к названию действий
Кто как передвигается?
Кто как подает голос?
Что, какие звуки издат?
Уточнение связи прилагательных с существительными.
Добавить в предложение слово, отвечающее на вопрос «как?»
Придумать слова, отвечающие на вопрос»что делает?»
Придумать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «что?»
«Чье это жилище?»
Узнай животное