Т. В.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий.
Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А.
Цели:
- обучающая:
• научить детей составлять сложносочиненные предложения с союзом А по мнемотаблице, мнемодорожке в рассказе «Весной на даче», по сюжетным картинкам, в компьютерной игре;
• упражнять подборе антонимов в сложном предложении с союзом А;
• упражнять в построении фразы, согласуя в ней разные части речи в определенном роде, числе и падеже через поиск несоответствия на картинке на тему: «Весна».
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- развивающая : развитие логического мышления, логико-грамматических конструкций через игровые упражнения, зрительного и пространственного гнозиса;
- воспитательная: воспитание активности детей и самоконтроля за речью.
Оборудование: мяч, схемы для предложений, буквы А, сюжетные картинки «Времена года», мнемотаблица, 3 ноутбука, 3 столика, разрезные сюжетные картинки на тему «Весна», мнемодорожки к рассказу «Весной на даче», раскраски с изображением сюжетных картинок на тему «Весна».
План.
I. Оргмомент. 1 мин.
Логопед обращается к детям : «Ребята, наступила весна, сегодня чудесный день, и у меня замечательное настроение. Я хочу улыбнуться и передать его вам. Теперь у вас хорошее настроение и я уверенна, что у нас с вами все получится. А весной все ребята любят играть в мяч и мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».(проводится игра с мячом «Скажи наоборот»)
Логопед кидает мяч и называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением.
Логопед : «Тот, кто ответил правильно, садится на свое место» :
1. холодный-горячий
2. высокий-низкий
3. широкий-узкий
4. длинный-короткий
5. добрый-злой
6. сильный-слабый
II. Основная часть.
1. У доски стоят два ребенка (которым последним логопед кидал мяч) 5 мин.
Логопед дает установку : «Мне нужны два помощника (логопед вызывает двух детей). Я попрошу сейчас Снежану и Ваню выполнить какие-то действия, а вы внимательно посмотрите».
Логопед обращается к остальным детям: «Что рисует Снежана?»
Дети: «Снежана рисует дом».
Логопед : «Что раскатывает Ваня?»
Дети: «Ваня раскатывает шарик».
Логопед : «Вы придумали два маленьких предложения, а теперь послушайте, как я скажу про Снежану и Ваню вместе: Снежана рисует дом, а Ваня раскатывает шарик»
Логопед строит на доске схему: ___ ___ ___ А ___ ___.
Обратите внимание, у нас было два маленьких предложения, а получилось одно большое, и помогло нам в этом маленькое слово А».
Логопед просит 2-3 детей еще раз повторить это предложение.
Логопед сообщает цель занятия : «Сегодня мы с вами будем учиться составлять одно большое предложение из двух маленьких со словом А».
2. Составление предложения по схеме (мнемотаблица на доске) 5 мин.
Логопед размещает на доске мнемотаблицу и обращается к детям:
«Посмотрите внимательно на таблицу-подсказку и составьте предложения».
1 ребенок: «Папа читает книгу». ___ ___ ___
2 ребенок: «Мама моет посуду». ___ ___ ___
Логопед : «А теперь подружим эти два предложения с помощью слова А»
3 ребенок «Папа читает газету, а мама моет посуду»
___ ___ ___ А ___ ___.
3. Работа с предложением (на местах, дети объединяются в пары). 5 мин.
Логопед : «У вас на столах конверты, откройте их и достаньте картинку. Составьте предложение по своей картинке.» (Логопед спрашивает, какие предложения получились у каждого).
А теперь давайте парами «подружим» предложения» (логопед предлагает попарно детям произнести свои предложения, соединяя их союзом А) Снежана и Ваня дружат предложения, Сережа и Вася, Борислав и Богдан.
Логопед, обращаясь к 1 паре: «Снежана и Ваня, «подружите» свои предложения, соединяя их словом А» (сложное предложение повторяет сильный ребенок в паре)
1 пара: осенью листья опадают, а весной листья распускаются
2 пара: осенью птицы улетают, а весной прилетают
3 пара: зимой идет снег, а осенью идет дождь.
Логопед : «Молодцы, ребята, у всех получились красивые предложения со словом А»
4. Физминутка. Имитация действий 1 мин.
Логопед : «А теперь давайте встанем и немножко отдохнем. Проведем физминутку «На даче» :
Лопату в руки взяли, грядки мы вскопали.
Раз-два, раз-два! Грядки мы вскопали!
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали!
Семена редиса в землю мы сажали.
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
Рыбу наловили и уху сварили.
Раз-два, раз-два! И уху сварили!
Логопед : «Отдохнули, а теперь пора нам отправиться в компьютерный зал. Поиграем в игру «Семья едет на дачу».
5. Компьютерная игра «Семья едет на дачу» 10 мин.
Логопед : «Я предлагаю вам рассадить всех членов семьи по вагонам. Прочитайте сначала слова. В каждом вагоне едет по 1 человеку». (дети сидят по двое за ноутбуками)
Логопед обращается к детям : «Кто едет в 1-м и во 2-м вагоне вместе?».
Ребенок отвечает: «В первом вагоне едет сын, а во втором вагоне едет мама».
Логопед : «Молодцы, вы хорошо составили предложения».
6. Составление рассказа «Весной на даче» 10 мин
Логопед : «Давайте вместе составим рассказ «Весной на даче»
Логопед : «Можно я начну, а вы продолжите?»
Дети: «Да».
Логопед начинает : «В выходной день семья приехала на дачу. Взрослые работают в саду и огороде, а дети им помогают». А теперь вы мне помогите, придумайте предложения по мнемодорожкам.
Логопед выставляет мнемодорожки, дети придумывают предложения.
Сын копает огород, а папа пилит ветки.
Мама сажает цветы, а дочь поливает цветы.
Дедушка ловит рыбу, а бабушка готовит обед.
Логопед : «А вечером вся семья пьет чай и смотрит телевизор».
III. Заключительная часть. Итог занятия. 2 мин
Логопед предлагает детям собрать сюжетную картинку из частей и найти ошибки в изображении.
Логопед : «Сейчас я вам предлагаю собрать картинку. Что у вас получилось? В чем ошибся художник?»
Логопед предлагает детям раскраски с изображением сюжетных картинок на тему: «Весна» с целью создания в будущем общей книжки-малышки «Весна».