Получи документы

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

1. Формирование категорий глаголов в норме

Глагол- это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? и что сделать? Понятие действия и состояния трактуется в обобщённом смысле. Действия можно понимать как физическое действие (строить, рубить, перемещение в пространстве (бежать, ходить, деятельность органов чувств (слышать, видеть, физическое или душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть, мыслительные процессы (думать, размышлять) и другие.

Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)» размещена в разделах

Глагол имеет несколько грамматических категорий и форм. Часть категорий - общие с другими частями речи. Это категории рода, лица, числа. Но некоторые категории глагола присущи только этой части речи. Это категории вида, залога, наклонения, времени.

Значительное место в словаре отводится глаголам.

Основные этапы формирования лексико-грамматических категорий глаголов у детей в норме (по данным Гвоздева)

До 2 лет - в приставочных глаголах опускается начальный безударный слог и упрощаются группы согласных, поэтому приставочные глаголы нередко фонетически совпадают с бесприставочными.

К 2,5 годам – усваивается изменение по числам в изъявительном наклонении, по временам (дал, дам, по родам (папа дал, мама дала, но дети испытывают затруднения в употреблении некоторых глаголов в прошедшем времени. По-прежнему опускаются приставки в глаголах совершенного вида (принёс = нёс).

3-4 года - появляется различение возвратных и невозвратных глаголов, но часто допускаются ошибки в употреблении частицы -ся. Изменения по лицам, наклонениям сначала усваиваются в отношении 18-20 наиболее употребительных глаголов (спать, есть, петь, дать, делать и других).

5-6 лет – окончательно усваиваются основные грамматические формы глаголов. Употребление приставочных глаголов способствует различению глаголов совершенного и несовершенного вида. Усваивается употребление глаголов неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими начало действия, умение или неумение (умею читать, цель (едем отдыхать). Употребляются некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей –ся и без неё.

7 лет – усваиваются все формы спряжения наиболее употребительных глаголов. Количество глаголов в речи ребёнка достигает 700. Наиболее часто употребляются глаголы в прошедшем времени (50% от общего количества используемых глаголов, глаголы в настоящем времени (44,6%, глаголы в будущем времени (5, 4%). Чаще в речи детей встречаются глаголы в изъявительном наклонении (96%, глаголы в повелительном наклонении составляют примерно 2%, в сослагательном – 1,5-2% от общего количества употребляемых глаголов.

Основные ошибки в употреблении категорий глаголов детьми с ОНР:

• Пропуск глагола (Мама аботу).

• Употребление части глагольного слова (Мама куш).

• Пропуск приставки в приставочных глаголах или неправильное употребление приставки.

• Употребление инфинитива вместо нужной формы глагола (Катя читать).

• Употребление отрицания после сказуемого (Спать буду нет).

• Ошибки, связанные с чередованием согласных (бегит вместо бежит).

• Ошибки, обусловленные неправильным представлением об исходной форме имени существительного (Был зима).

• Называние вместо действия предмета, связанного с данным действием (доктоль вместо лечит).

• Несовпадение видов одновременно употребляемых глаголов (Он аздевался и поплыл).

• Замены, когда глаголы, усвоенные ребёнком ранее, приобретают расширенное значение и выступают заместителями недостающих глаголов (поливает, подметает = собирает).

• Замены по внешнему сходству действий (моет вместо стирает).

2. Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с ОНР является формирование категорий глаголов, так как без усвоения детьми глаголов невозможно обучать их построению предложений.

Работу по усвоению правильного употребления глаголов детьми с ОНР целесообразно вести по следующим основным направлениям:

1. Понимание названий действий и формирование умения правильно выполнять их (умение выполнять разные действия с одним предметом, одно действие с разными предметами, ряд действий) Игры «Сделай, что попрошу», «Кто больше запомнит действий?».

2. Накопление словаря по разным лексическим темам. Игры «Кто что делает?», «Скажи, что делаешь?», «Кто больше назовёт?», «Кто как передвигается?», «Кто как подаёт голос?», «Назови все действия», «Профессии».

3. Формирование умения отвечать на вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

Основные этапы отработки грамматических категорий глаголов у детей с ОНР (деление на этапы условно)

1 этап. Отработка глаголов повелительного наклонения.

Игра Команды.

2 этап. Отработка глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени, отвечающих на вопрос Что делает?.

Игры: Кто что делает, Кто больше назовёт действий, Кто как передвигается, Назови все действия, Профессии.

3 этап. Различение глаголов единственного и множественного числа (Что делает? - Что делают, используя глаголы 3-го лица настоящего времени с ударным окончанием (поёт - поют, стоит – стоят).

Игры Я- один, ты – много, Послушай и выбери картинку, Закончи предложение.

4 этап. Различение глаголов в настоящем и прошедшем времени (Что делает? – Что делал (а).

Игра Я- сейчас, ты – потом.

5 этап. Усвоение согласования глагола прошедшего времени с именем существительным в роде:

• В мужском и женском роде. (Миша играл. Таня играла).

• В среднем роде и дифференциация среднего рода от мужского и женского родов (Солнце светило. Фонарь светил. Лампа светила).

Игры: Подбери слово-действие, Послушай и выбери картинку.

6 этап. Образование и употребление глаголов в форме будущего сложного времени (Мама будет читать).

Игра Желание.

7 этап. Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (Что делает? Что делал? – Что будет делать).

8 этап. Образование глаголов при помощи приставок:

• в-, во-, вы- (обозначает движение внутрь или извне) – вбежал, вошёл, вышел;

• при-, у-, от-, под- (в значении приближения, удаления) – пришёл, ушёл, отбежал, побежал;

• пере- (в значении перемещения) – перепрыгнул;

• с-(со-, за-, раз- (в значении разъединения и соединения) – собрал, разложил и другие.

Игра Подбери пару и игра-шутка Мы ехали.

9 этап. Различение и употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (Что сделал?- Что делает? (делал) – мыть - вымыть).

Игра Подбери пару.

10 этап. Образование и употребление возвратных глаголов (умываться, одеваться, умение отличать их от невозвратных глаголов (умывать- умываться).

Упражнение Скажи о себе.

3. Словарный запас глаголов, рекомендуемый для детей с ОНР

(по лексическим темам)

Овощи и фрукты

Желтеть, краснеть, срывать, собирать, срезать, выкапывать, выдёргивать, резать, мыть, чистить, пробовать, откусывать, отжимать (сок,продавать, выращивать +готовить - приготовить, заготавливать, складывать - укладывать

Домашние животные и их детёныши, домашние птицы

Лаять, мяукать, мурлыкать, мычать, хрюкать, рычать, скулить, пищать, тявкать, грызть, жевать, лакать, лизать, кусать, царапать, шипеть, прыгать, скакать, давать, кормить, помогать, заботиться, ухаживать, бодать, жить, приносить (пользу, ловить, сторожить +кукарекать, гоготать, кудахтать, возить- перевозить, привозить.

Дикие животные и их детёныши

Выть, рычать, пищать, прыгать, бегать, скакать, бродить, прятаться, бояться, дрожать, искать, ловить, охотиться, грызть, рыть, воровать, таскать, сосать, менять (шкурку, есть, запасать, нападать +зимовать- перезимовать, рыскать, чуять (запах)

Одежда, обувь, головные уборы

Надевать- одевать, шить – пришивать-зашивать, застёгивать- расстёгивать, завязывать- развязывать, снимать, чистить, стирать, мыть, вытирать, сушить, беречь, вешать, гладить, вязать, покупать, продавать +штопать, кроить, моделировать

Посуда

Ставить - поставить, варить - сварить, жарить- пожарить, печь- испечь, тереть, резать, чистить, мыть- вымыть, лить- наливать- выливать, кипятить- вскипятить, помешивать, готовить, кормить, есть, угощать +завтракать, обедать, ужинать, взбивать, заваривать (чай, разливать, переливать, доливать

Осень

Наступить, идти, дуть, мокнуть, капать, стучать, лить, светить, вянуть, сохнуть, облетать, падать – опадать, пустеть, улетать,, желтеть, краснеть, темнеть, улетать, собирать, покидать, замерзать, засыпать, грустить +отцветать, моросить, шуршать

Перелётные птицы

Петь, собираться, улетать - прилетать, возвращаться, махать, дуть, светить, замерзать, грустить, радоваться, строить, вешать, кормить

Зима, зимние забавы

Наступить, мёрзнуть- замёрзнуть, идти, дуть, выть, мести, кружить, засыпать, одеваться, выпадать, темнеть, сверкать, блестеть, скрипеть, трещать, чистить, гулять, строить, лепить, бросать, катать- кататься, возить, смеяться, радоваться +сгребать

Новогодний праздник

Приносить, покупать, наряжать, украшать, вешать, зажигать, включать, гореть, светить, блестеть, сверкать, вырезать, клеить, готовить, шить, ждать, мечтать, плясать, играть, водить (хоровод, звать, дарить, смеяться, веселиться, читать, танцевать +праздновать

Зимующие птицы

Прыгать, скакать, летать, мёрзнуть, голодать, клевать, искать, каркать, чирикать, зимовать, делать, вешать, кормить, насыпать, помогать, заботиться, прилетать

Весна

Наступать, светить, греть-согревать – греться,, дуть, течь, капать, бежать, таять- растаять, звенеть, появляться, зеленеть,прилетать, петь, строить, радоваться, высыхать, вить (гнёзда, греметь, сверкать (о молнии, темнеть, просыпаться, искать, цвести +набухать, распускаться

Мамин праздник

Шить - сшить, вышивать, рисовать, клеить, вязать, петь, танцевать, читать (стихи, покупать, лепить, варить, печь, дарить, поздравлять, радоваться, улыбаться, помогать, играть, заботиться, делать, мыть,чистить, убирать, убирать, гладить, лечить, учить, причёсывать, уважать, любить +выпиливать, выжигать, мастерить

День защитников Отечества

Охранять, защищать, побеждать, захватывать, нападать, беречь, сторожить,погибать, летать, плавать, прыгать, стрелять, служить, командовать, сражаться, поздравлять, дарить, уважать +чтить

Профессии

Работать, служить, учить, играть, лечить, смотреть, перевязывать, мазать, назначать, продавать, взвешивать, заворачивать, считать, шить,, готовить резать, кормить,возить, летать, ездить, плавать, подметать, убирать, мыть, чистить, вытирать, помогать, заботиться, беречь, уважать, строить, забивать, красить, пилить, строгать, рисовать +регулировать, ремонтировать

Транспорт

Ехать, лететь, плыть, крутить, поворачивать, сидеть, смотреть, грузить, заводить, открывать, закрывать, помогать, мыть, включать, тормозить, заправлять +регулировать, шуршать, мчаться

Семья

Любить, уважать, помогать, заботиться, ухаживать, готовить, мыть, стирать, гладить, убирать, вытирать, подметать, шить, вязать, покупать, читать, рисовать, играть, смотреть, рассказывать, работать, писать, дарить, ездить, отдыхать +штопать

Мебель

Делать, покупать, продавать, стоять, сидеть, лежать, спать, смотреть, выбирать, вешать, убирать, вытирать, открывать- закрывать, отдыхать +полировать, столярничать, шлифовать

Публикации по теме:

Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс, УМК» Гармония) Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» 1. Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией): Имя прилагательное Сколько?.

Тест «Глагол». III класс (УМК «Гармония») Проверочная работа по теме «Глагол» (русский язык 3 класс, УМК «Гармония») 1. Глагол- это: А)самостоятельная часть речи Б)служебная часть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 09:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Лейла Богдашкина (УИ 207960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД