Наталья Рамазанова
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Посуда»
Задание 1. Родителям рекомендуется :
• рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;
• закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;
• показать ребенку продукты, из которых готовится пища;
• закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи.
При этом следует спросить у ребенка:
• «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?»
• Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);
Публикация «Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
• рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
• сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие, обратив внимание на то, что посуда может биться;
• в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
Задание 2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.
• В какую посуду кладут. (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло?___
• Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу? ___
• Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?___
Задание 3 Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных
прилагательных).
• Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей? ___
• Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.? ___
• Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины. ?___
• Какой сок из. (моркови, груши, апельсина. ?___
• Какая посуда бывает. (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая?
• Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная - сделана из стекла.)___
Развитие фонематического анализа и синтеза:
- отхлопывание ритма слова (по слогам) : чашка, кружка, тарелка, чайник, нож,
ложка, вилка…
- пробные слова на синтез слов, разделенных на звуки (произносим «ма-ма»,
ребенок говорит «мама») – слова берем двусложные с открытым слогом, с
гласными а,о,у,ы (мама, папа, баба, сова, оса. коза)
Тема: Продукты питания.
1. Родителям рекомендуется : посетить гастроном вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных продуктов.
• Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».
2. Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный).
3. Игра «Что из чего».
• Из муки можно изготовить…
• Из молока можно изготовить…
• Из мяса…
4. Упражнение «Скажи наоборот».
• Молоко жидкое, а сметана-…
• Творог мягкий, а сыр-….
• Батон горячий, а эскимо-….
5. Упражнение «Четвертый лишний» : послушай слова и назови лишнее слово
(подчеркнуть)
• тарелка, вилка, хлеб, нож
• вафли, чашка, баранка, сухари
• творог, сыр, йогурт, колбаса.
Тема: Дикие и домашние животные.
Родителям рекомендуется : повторить изученные темы и выполнить следующие задания.
1. Дидактическая игра «Кто кем был». (Усвоение категорий творительного падежа.)
• Медведь был медвежонком. Корова была.
• Ежик был. Бык был.
• Лиса была. Коза была.
• Лось был. Овца была.
• Белка была. Собака была.
• Заяц был. Кошка была.
• Волк был. Кот был.
2. Дидактическая игра «Кто с кем живет»
• Волк живет с волчатами.
• Лиса. Бык.
• Ежик. Коза.
• Лось. Овца.
• Белка. Собака.
• Заяц. Кошка.
3. Дидактическая игра «Кто кого кормит». Усвоение категорий родительного падежа.
• Лиса кормит. Корова.
• Ежиха. Коза.
• Лосиха. Овца.
• Белка. Собака.
• Зайчиха. Кошка.
Тема «Домашние птицы»
Задание 1. Родителям рекомендуется :
• рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата);
• объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;
• закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;
• уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо, как за ними ухаживает человек;
• рассказать о профессии птичницы;
• по возможности рассмотреть этих птиц в природе.
Задание 2. Дидактическая игра «Угадай, кто это».
Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица)
Ку-ка-ре-ку кур стерегу! (Петух)
Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок)
Кря-кря - ищу червя! (Утка)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании) :
• курица (ко-ко) – квохчет, утка (___) ___;
• гусь (___) - ___, петух (___) - ___
Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имени существительного) :
• цыпленок - цыплята, курица - ___,
• индюк ___, гусь - ___,
• утка - ___, петух ___,
• селезень ___
Задание 5. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).
Единственное число имен существительных:
• у утки - утенок ___, у гусыни ___,
• у индюшки - ___, у курицы___
Множественное число имен существительных:
• у утки утята ___, у гусыни ___,
• у индюшки - ___, у курицы___
Задание 6. Дидактическая игра «Кто как передвигается» :
• утка (что делает) - ходит, плавает, летает; индюшка ___,
• курочка ___.
Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление) :
• у утки - гусята; у индюшки цыплята;
• у курицы - утята; у гусыни - индюшата.
Задание 8. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:
Кто это?
Каков внешний вид? Какие повадки?
Кто у этой птицы детеныши? Чем питается?
Рассказ записать!
Тема: Зимние забавы.
Задание 1. Родителям рекомендуется :
• Спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;
• В качестве экскурсии сходить с ребенком зимний городок, в парк, где следует обратить внимание на то, какими видами спорта и в какие игры играют дети.
Задание 2. Отгадать загадки.
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (лыжник)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)
Меня не растили- из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза- угольки, руки- сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба).
Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
• Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту- ….,
• фигуристу-…., саночнику-…
Задание 4. Дидактическая игра «Исправь ошибку». (на логическое мышление)
• Лыжнику нужны санки… Конькобежцу нужны лыжи….
• Саночнику нужны коньки…. Хоккеисту нужны санки…
• Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Задание 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. «лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают круг, сжимают ладони вместе
И совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз- подбросим подбрасывают воображаемый снежок вверх
Два- поймаем. приседают, ловят снежок
Три- уроним роняют воображаемый снежок топают.
И….сломаем.
Тема: «Новый год».
Задание 1. Родителям рекомендуется :
• Побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает.
• Если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
• Вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?
Задание 2. Выучить стихотворения.
СОСНА.
Спокойно спит сосна в лесу,
А снег совсем уж на носу.
Снег до весны сосну хранит,
И пусть сосна спокойно спит.
Задание 3. Упражнение для пальчиков.
Перед нами елочка: пальцы рук переплетены, из больших пальцев –
верхушка елочки.
Шишечки, иголочки. кулачки, указательные пальчики выставлены.
Шарики, фонарики, «фонарики», пальцы вверх, влево - вправо.
Зайчики и свечки, «ушки», обе ладони сложены вместе.
Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и
указательный 5 пальцы шагают
Задание 4. Подобрать определения к словам:
• Ёлка (какая) ….
• Дед Мороз (какой….
Задание 5. Описать любую новогоднюю ёлочную игрушку по схеме.
• Вложить в папку рисунок этой игрушки.
Лексический материал :
• Существительные: елка, праздник, новый год, Снегурочка, Дед Мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи.
• Прилагательные: новогодний, веселый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный…
• Глаголы: наряжаться, выступать, дарить, зажигать, поздравлять…
Тема: Доктор Айболит (части тела)
Дети должны усвоить: название частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.).
Лексический материал : голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед-назад, вверх-вниз; поднимать, опускать, нюхать и т. д.
• Д/и «Один – много» - образование существительных мн. ч.
Например: ухо – уши, глаз – глаза, волос – волосы и т. д.
• Д/и «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: рот – ротик, нос – носик и т. д.
• Д/и «Великан и гномик» – подбор слов – антонимов.
Детям предлагается сравнить двух сказочных героев:
Великан – высокий, а гномик – ….
Глаз великана – большой, а глаз гномика - …
Пальцы великана - длинные, а пальцы гномика - …
Губы великана – толстые, губы гномика - …
• Д/и «Он и я» – преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в форму 1 лица :
Он ест – я ем;
Он нюхает – я нюхаю и т. д.
• Д/и «Ответь на вопросы» – согласование существительных с числительным.
Сколько у тебя ног (пальцев на руке, на двух руках, на ноге, глаз, ушей, волос и т. д?
Сколько лап у курицы (у собаки?
• Д/и «Найди ошибку» – активизация словаря по теме.
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, руками царапают.
• Составление предложений по вопросам:
Что это?
Что ты делаешь?
Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом?