Приложение МААМ

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников

Наталья Рамазанова
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Посуда»

Задание 1. Родителям рекомендуется :

• рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;

• закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;

• показать ребенку продукты, из которых готовится пища;

• закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи.

При этом следует спросить у ребенка:

«Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?»

• Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);

Публикация «Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников» размещена в разделах

• показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);

• рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

• сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие, обратив внимание на то, что посуда может биться;

• в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.

Задание 2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.

• В какую посуду кладут. (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло?___

• Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу? ___

• Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?___

Задание 3 Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных

прилагательных).

• Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей? ___

• Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.? ___

• Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины. ?___

• Какой сок из. (моркови, груши, апельсина. ?___

• Какая посуда бывает. (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая?

• Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная - сделана из стекла.)___

Развитие фонематического анализа и синтеза:

- отхлопывание ритма слова (по слогам) : чашка, кружка, тарелка, чайник, нож,

ложка, вилка…

- пробные слова на синтез слов, разделенных на звуки (произносим «ма-ма»,

ребенок говорит «мама») – слова берем двусложные с открытым слогом, с

гласными а,о,у,ы (мама, папа, баба, сова, оса. коза)

Тема: Продукты питания.

1. Родителям рекомендуется : посетить гастроном вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных продуктов.

• Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».

2. Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный).

3. Игра «Что из чего».

• Из муки можно изготовить…

• Из молока можно изготовить…

• Из мяса…

4. Упражнение «Скажи наоборот».

• Молоко жидкое, а сметана-…

• Творог мягкий, а сыр-….

• Батон горячий, а эскимо-….

5. Упражнение «Четвертый лишний» : послушай слова и назови лишнее слово

(подчеркнуть)

• тарелка, вилка, хлеб, нож

• вафли, чашка, баранка, сухари

• творог, сыр, йогурт, колбаса.

Тема: Дикие и домашние животные.

Родителям рекомендуется : повторить изученные темы и выполнить следующие задания.

1. Дидактическая игра «Кто кем был». (Усвоение категорий творительного падежа.)

• Медведь был медвежонком. Корова была.

• Ежик был. Бык был.

• Лиса была. Коза была.

• Лось был. Овца была.

• Белка была. Собака была.

• Заяц был. Кошка была.

• Волк был. Кот был.

2. Дидактическая игра «Кто с кем живет»

• Волк живет с волчатами.

• Лиса. Бык.

• Ежик. Коза.

• Лось. Овца.

• Белка. Собака.

• Заяц. Кошка.

3. Дидактическая игра «Кто кого кормит». Усвоение категорий родительного падежа.

• Лиса кормит. Корова.

• Ежиха. Коза.

• Лосиха. Овца.

• Белка. Собака.

• Зайчиха. Кошка.

Тема «Домашние птицы»

Задание 1. Родителям рекомендуется :

• рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата);

• объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;

• закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;

• уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо, как за ними ухаживает человек;

• рассказать о профессии птичницы;

• по возможности рассмотреть этих птиц в природе.

Задание 2. Дидактическая игра «Угадай, кто это».

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица)

Ку-ка-ре-ку кур стерегу! (Петух)

Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок)

Кря-кря - ищу червя! (Утка)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании) :

• курица (ко-ко) – квохчет, утка (___) ___;

• гусь (___) - ___, петух (___) - ___

Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имени существительного) :

• цыпленок - цыплята, курица - ___,

• индюк ___, гусь - ___,

• утка - ___, петух ___,

• селезень ___

Задание 5. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных:

• у утки - утенок ___, у гусыни ___,

• у индюшки - ___, у курицы___

Множественное число имен существительных:

• у утки утята ___, у гусыни ___,

• у индюшки - ___, у курицы___

Задание 6. Дидактическая игра «Кто как передвигается» :

• утка (что делает) - ходит, плавает, летает; индюшка ___,

• курочка ___.

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление) :

• у утки - гусята; у индюшки цыплята;

• у курицы - утята; у гусыни - индюшата.

Задание 8. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:

Кто это?

Каков внешний вид? Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши? Чем питается?

Рассказ записать!

Тема: Зимние забавы.

Задание 1. Родителям рекомендуется :

• Спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

• В качестве экскурсии сходить с ребенком зимний городок, в парк, где следует обратить внимание на то, какими видами спорта и в какие игры играют дети.

Задание 2. Отгадать загадки.

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (лыжник)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? (коньки)

Меня не растили- из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, руки- сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба).

Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

• Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту- ….,

• фигуристу-…., саночнику-…

Задание 4. Дидактическая игра «Исправь ошибку». (на логическое мышление)

• Лыжнику нужны санки… Конькобежцу нужны лыжи….

• Саночнику нужны коньки…. Хоккеисту нужны санки…

• Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Задание 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили. «лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают круг, сжимают ладони вместе

И совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз- подбросим подбрасывают воображаемый снежок вверх

Два- поймаем. приседают, ловят снежок

Три- уроним роняют воображаемый снежок топают.

И….сломаем.

Тема: «Новый год».

Задание 1. Родителям рекомендуется :

• Побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает.

• Если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

• Вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

Задание 2. Выучить стихотворения.

СОСНА.

Спокойно спит сосна в лесу,

А снег совсем уж на носу.

Снег до весны сосну хранит,

И пусть сосна спокойно спит.

Задание 3. Упражнение для пальчиков.

Перед нами елочка: пальцы рук переплетены, из больших пальцев –

верхушка елочки.

Шишечки, иголочки. кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики, «фонарики», пальцы вверх, влево - вправо.

Зайчики и свечки, «ушки», обе ладони сложены вместе.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и

указательный 5 пальцы шагают

Задание 4. Подобрать определения к словам:

• Ёлка (какая) ….

• Дед Мороз (какой….

Задание 5. Описать любую новогоднюю ёлочную игрушку по схеме.

• Вложить в папку рисунок этой игрушки.

Лексический материал :

Существительные: елка, праздник, новый год, Снегурочка, Дед Мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи.

Прилагательные: новогодний, веселый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный…

Глаголы: наряжаться, выступать, дарить, зажигать, поздравлять…

Тема: Доктор Айболит (части тела)

Дети должны усвоить: название частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.).

Лексический материал : голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед-назад, вверх-вниз; поднимать, опускать, нюхать и т. д.

• Д/и «Один – много» - образование существительных мн. ч.

Например: ухо – уши, глаз – глаза, волос – волосы и т. д.

• Д/и «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: рот – ротик, нос – носик и т. д.

• Д/и «Великан и гномик» – подбор слов – антонимов.

Детям предлагается сравнить двух сказочных героев:

Великан – высокий, а гномик – ….

Глаз великана – большой, а глаз гномика - …

Пальцы великана - длинные, а пальцы гномика - …

Губы великана – толстые, губы гномика - …

• Д/и «Он и я» – преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в форму 1 лица :

Он ест – я ем;

Он нюхает – я нюхаю и т. д.

• Д/и «Ответь на вопросы» – согласование существительных с числительным.

Сколько у тебя ног (пальцев на руке, на двух руках, на ноге, глаз, ушей, волос и т. д?

Сколько лап у курицы (у собаки?

• Д/и «Найди ошибку» – активизация словаря по теме.

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, руками царапают.

Составление предложений по вопросам:

Что это?

Что ты делаешь?

Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом?

Публикации по теме:

Еженедельные задания логопеда воспитателю по коррекционной работе в старшей группе по теме «Посуда. Продукты питания» 1. Рассматривание посуды- кухонную, чайную, столовую, кофейную. Показать продукты, из которых изготавливается пища; закрепить названия обеденных.

Конспект обобщающего занятия учителя-логопеда ДОУ по лексической теме «Посуда» Тема: Посуда. Обобщение. Цели: обобщить и систематизировать знания детей о посуде; учить называть и различать кухонную, столовую и чайную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников
Опубликовано: 26 марта 2015 в 17:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рамазанова (УИ 318791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД